Re: фильм "Бриллиантовая рука"
Написано:
myrkas [аксакал]
Дата: 21.04.09 08:14:25
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Отрывки из книги
журналисты Валерий ИВАНОВ, Мария ПУПШЕВА и артист Владимир ЦУКЕРМАН.
ГАЙДАЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Редкий случай выпал отдыхающим на пляже в Туапсе в один из июльских дней 1968 года.
Островок, куда Механик на буксире затащил Графа, находится недалеко от Туапсе, в непосредственной близости к пляжу - километра два. Когда снимался эпизод, день был чудесный, и на пляже было полно народу. Видно было далеко и слышно тоже: по воде звук хорошо разносится. И в какой-то момент многие, если не все, блаженствующие на пляже отпускники услышали с моря душераздирающие вопли:
- Спасите! По-мо-ги-те! Ма-моч-ка!
И увидели, что на крошечном клочочке суши мечется мокрый взъерошенный человек с дубиной и тряпкой на конце дубины.
Не только курортники среагировали на крик. Не осталась в стороне и спасательная служба. Красавец-катер стрелой помчался к месту происшествия. Но когда он приблизился к острову, над морем загремел еще один голос, усиленный мегафоном:
- Назад, товарищи! Назад! Вы же въехали в кадр! Здесь киносъемка!
Широкой публике представилась редкая возможность услышать самого Гайдая. Но кто ж знал! А спасатели, выругавшись - и вслед за этим облегченно вздохнув (жаль, что зря беспокоились, но и хорошо все-таки, что оказался живой человек, не утопленник), повернули обратно. Актер же по команде режиссера заорал еще громче, еще отчаяннее. Потом, неуклюже повернувшись, шлепнулся в море среди фонтана поднятых им брызг. И все повторилось сначала...
Поэт-песенник Леонид Дербенев вспоминал:
- Меня сегодня часто спрашивают: почему я так люблю кино, почему я так много работал с песнями для кинофильмов? Но это же ясно: в то время более-менее острую песню можно было написать только в кино и, как правило, для «отрицательного» персонажа. Допустим, для «Бриллиантовой руки»... Для Юрия Никулина мне велели написать песню так:
- Он, конечно, трус, но вместе с тем он и советский человек. Вам, в общем, должно быть ясно.
Это не Гайдай сказал. Он добавил:
- Главное, чтобы было смешно.
Я написал какую-то жуть, потому что не мог толком уяснить инструкцию. Принес. Какие- то «несоветские» фразы поправил. Потом еще поправил, еще... Смотрю - было глупо, а стало так скучно... И тогда я подумал- подумал, вспомнил Юрия Никулина и написал почему-то ...про зайцев:
- А нам все равно!
Потом мне рассказывали, как Фурцева топала ногами и кричала:
- Что - все равно?! Кому - все равно?! Рабочему классу - все равно?
Ее успокаивали:
- Екатерина Алексеевна, это же клоун поет, пьяный, в кино...
Обошлось. С «Островом невезения» я работал легко. На звуках, на фонетике: невезение, зеленью, весь... Миронов это почувствовал, когда спел, смешно кривляясь и гнусавя, «на лицо узасные» - вместо «ужасные». Тогда не было такого значения: «зелень» - деньги, доллары... Да и откуда они у дикарей? Но сегодня странно как-то получается, как будто «отрицательный» персонаж Миронова, который, конечно, любит деньги, про них и поет... А тогда моя задача была - создать текст для стиляги с ветерком в голове, для «не нашего» человека. Мне было забавно это, я, как сейчас говорят, отрывался, сочиняя песню - смешную карикатуру на того, кто это будет петь. Сочинял легкие куплеты с легкими, ни к чему не обязывающими словами.
…можно ведь догадаться, что Леонид Иович, имея уже огромный опыт осад и штурмов чиновничьих крепостей, не сомневался насчет проблем, которые у него будут и в этот раз. Способ же, которым он собрался их решать, удивил всех, даже самых бывалых его сотрудников. То есть они сначала даже и представить себе не могли, что задумка Гайдая - это именно способ решения проблем, а не самоубийственная вольность.
Дело в том, что при монтаже фильма, в число самых последних его кадров Гайдай взял и вставил чужой документальный фрагмент, из запасников, - вздымающийся к небу «гриб» атомного взрыва. Это для всех было неожиданностью. Сценаристы Морис Слободской и Яков Костюковский так и ахнули:
- Леонид Иович, зачем это?
На что Гайдай невозмутимо ответил:
- Атомный взрыв необходим. Эти кадры говорят о проблемах нашего непростого времени.
- Но ведь «нарвемся» же, у нас и так в каждой сцене полно всего, к чему можно придраться!
- Атомный взрыв необходим. Эти кадры говорят о проблемах нашего непростого времени.
Попробуй тут поспорь... Наконец настал момент, когда фильм отсмотрела комиссия Госкино во главе с самим председателем комитета А.Романовым. Разумеется, была предъявлена куча претензий: и к пародированию действий милиции, и к нетипичному образу управдомши, и к «кривлянью» Графа-Миронова, и к «обнаженке» в отеле, и к снижению образа простого советского человека - главного героя... Ядерный же взрыв просто всех доконал: только глобальной катастрофы нам и не хватало!
На все предъявленные требования Гайдай ответил ультиматумом: можете «зарубить» фильм целиком - или оставьте все как есть. А дело было, как всегда, под Новый год. И над всеми висел план, в котором грозила появиться изрядная дыра...
Режиссеру, как герою волшебной сказки, дали три дня на принятие окончательного решения. И они уже почти истекли, когда А.Романову доложили по инстанции:
- Гайдай снял из финала картины атомный взрыв.
- Слава Богу... Будем считать, что фильм принят.
Отмена «Хиросимы» неожиданно превратила остальные претензии в какие-то совершенные пустяки, о которых и говорить-то неудобно. Тайный отвлекающий маневр принес еще одну победу режиссуре Гайдая, совершенно исключительную: без всяких сценариев и репетиций «актеры»-чиновники сыграли свою сцену так, как задумал постановщик.
«Бриллиантовая рука» оставила неизгладимый след в истории нашего общества и нашего кино. Сразу же о ней была написана уйма рецензий - кажется, столько еще ни о ком не писали. Но оторопь берет: какой же странный взгляд был у большинства критиков! В каких «пятых, седьмых и двадцать девятых смыслах» (по словам Ахматовой) они копались, обнаруживая их в самых неожиданных местах фильма, а прямого и единственного его смысла не увидели? Остается только предположить, что, увидев все-таки этот смысл, рецензенты просто побоялись высказываться. Но ведь отзывы были, в основном, отрицательные - так чего ж бояться-то?
Сложно, сложно теперь в этом разобраться...