Рижский оперный или грустная история 31 год спустя
Написано:
myrkas [аксакал]
Дата: 13.08.18 16:41:32
Театр оперы и балета. Монументальное величественное здание. Для многих оно олицетворяет храм искусства, для многих, в том числе и меня, это место скорби, грусти,глубочайшей печали. Театральная площадь очень красива. Идеальные клумбы образуют восхитительные цветочные орнаменты, скульптурная группа фонтана вся переливается и искрится в струях воды. Справа от театра не торопясь катят трамваи, покачиваясь под стук собственных колёс. Слева по извилистому каналу катают на лодках многочисленных туристов. Это последний пейзаж, который видел артист. Последние деревья, последние машины, последние здания в его жизни. Довелось мне побывать в Риге. И конечно же это место было первым в списке, обязательных для посещения.
Лето, время отпусков, спектаклей нет. Но, о чудо! Раз в неделю экскурсии по театру. Одна на латышском, другая на английском языках. Незнание языков не останавливает, главное попасть внутрь. И тут начинаются приключения. Сначала переносят экскурсию на 2 часа, потом на закрытых дверях кассы театра появляется объявление, что сегодня все закрыто, так как нет электричества. Что делать людям, купившим билеты - неизвестно. Без особых надежд приезжаем к театру в перенесенное время. И опять везёт , выходит экскурсовод и перед нами волшебным образом распахиваются двери, как они распахнулись почти перед 1000 зрителей без малого 31 год назад.
Экскурсовод что-то там лопочет на языке туманного Альбиона, сыпет какими -то датами и цифрами. Оглядываясь,уютное фойе, приглушенное освещение, гардероб, вешалки, с которых начинается любой театр. Здесь собрались люди, которые последними увидят Артиста. Нас заводят в зал. Бархатные кресла, роскошная лепнина и роспись на стенах и потолке, огромная люстра, прямо королевский дворец. Это последний зрительный зал в жизни Артиста. Опять начинаются неприятные сюрпризы. Из-за проблем с электричеством мы не можем попасть в служебные помещения, в гримерки. Двери заблокированы. Какая досада! Продолжаем осматривать театр. Балкон с колоннами, с видом на театральную площадь, очень красиво! Зал с роялем для творческих встреч, буфет. Все вроде хорошо. Смущает отсутствие фотографий спектаклей, портретов артистов, макетов постановок, Костюмов. А ведь это и есть театр, его история, его индивидуальность. Присутствует только макет здания театра, да десяток небольших ч/б фото из спектаклей.
Из-за все тех же проблем с электричеством заблокирован железный занавес, наглухо отгородивший зал от сцены. Но вот нас ведут по ту сторону занавеса, на сцену. И я хожу там, где артист делал свои последние шаги, там, где он видел мир последний раз. Последний взгляд, брошенный в зрительный зал, последняя улыбка, последняя фраза. Бешено колотится сердце, звенит в ушах. Мысленно переношусь на 31 год назад. Суматоха, растерянность, непонимание,.. Конец.
Экскурсия заканчивается, спрашиваю экскурсовода о том трагическом дне. Она, подумав, отвечает, что слышала об этой истории, но ей кажется, что это случилось в другом театре, а именно в театре Чехова, а не у них... Приехали! На вид экскурсоводу лет 55, она знакомит нас с историей театра и даже не знает, что такая трагедия приключилась в этих стенах. Я говорю, что как же так, можно было хоть в уголочке где- нибудь повесить одну фотографию и написать об этой трагедии хоть пару слов. Благо, что стены пустые. На что в ответ получила следующую историю. У театра были спонсоры,вложившие немалые деньги в развитие театра. В благодарность были выпущены именные таблички и прикреплены к креслам в зале, т.е. у каждого спонсора было свое кресло. Потом эти таблички взяли и сняли. А недавно приехала внучка одного из спонсоров в Ригу и хотела сфотографировать кресло своего деда. Ей сказали: а нету. И развели руками. Потом она добавила, что они даже о Марисе Лиепа не говорят ни слова, как-будто и не было его вовсе.
Прости нас, артист. Ты мог быть сейчас среди нас. Ты должен был жить сегодня и завтра, и ещё много лет. Но ты так хотел восхищать и удивлять, что не рассчитал свои силы, спалил свою жизнь. Ты просто хотел сделать нашу жизнь лучше, нас лучше. А что ты хотел взамен? Только нашу любовь. И мы тебя любили, а потом забыли.
Прости нас,артист, за то, что безжалостное время стирает словно ластиком всё хорошее и плохое из нашей памяти. Когда-нибудь оно сотрёт и нас самих. Но пока мы живы, должны помнить. Но как говорил герой Мягкова:”Помнить должен, но я не помню”.
Прости нас, артист, ты предпочёл высоту своей жизни её длине, а нам жалко даже повесить на стену твою фотографию на память.
Прости нас, артист...
Последний театр
Вложения:
DSC_0161.JPG (97kB)
DSC_0241.JPG (111kB)