Re: Интересные ссылки НЕ ПРО АНДРЕЯ МИРОНОВА!!!!
Написано:
Marietta [новичок]
Дата: 11.09.09 13:01:59
Хорошо.
Хотела дать ссылку на весьма ехидные рецензии на анонсируемую Мэри "Трехгрошовую" во МХАТе , но ихний сайт плохо открывается, поэтому перетащу сюда - читайте интересуйтесь.
НГ, 2 сентября 2009 года
Григорий Заславский
Голая стена, не настоящая стена театра, а специально сделанная, с проложенной поверх стены трубой. Три мусорных бака на сцене. Несколько микрофонных стоек. Живой оркестр, это – Московский ансамбль современной музыки, человек двадцать, может, меньше. Несколько актеров уже на сцене, двое или трое лежат, еще один ходит меж ними и фиксирует в руках лежащих микрофоны. Совершенно ясно, что публику ждет нечто особенное. К тому же режиссер в интервью, вышедшем накануне премьеры, специально подчеркнул, что его новый спектакль – все что угодно, но только не гламур. То ли не слышали режиссера, то ли не поверили ему и пришли на премьеру Ксения Собчак, Александр Мамут, Лолита и Александр Роднянский. Сидели в одном ряду. На следующий вечер среди гостей были Сергей Нарышкин и Михаил Швыдкой. Но чу! Начинается. Юноша в майке берет микрофон и говорит. Естественно, по-немецки (может быть, потому, что сегодня наиболее продвинутым принято считать как раз немецкий театр, в предыдущем спектакле Серебренникова "Киже" целую сцену играли на немецком). Но потом вводит в курс дела и русскоговорящую публику: "Воры воруют, нищие нищенствуют, б..ди б..дуют!"
В эту самую минуту соглашаешься с режиссером, который сетовал на старый перевод Соломона Апта. Конечно, он устарел. Там же не было ни одного матерного слова. Знающие люди говорят, что у Брехта так и написано. Но знающие – если они вправду знающие люди, должны знать и то, что наш отечественный мат – не совсем то же самое, что английские и прочие "факи". Ну да ладно. Сойдемся на том, что переводы стареют прежде оригиналов..
Новые зонги местами звучат убедительно, но непонятно, зачем было проделывать заново эту титаническую работу. Однако эти тексты явно писались без поправки на то, что эти тексты актерам придется петь. Глядя на актеров, хороших актеров, видишь, как им приходится, играя, "держать руку на пульсе" и контролировать текст. Актерам эти тексты петь неудобно, а зрителям – трудно разбирать слова. Тогда, спрашивается, зачем? Ради нескольких "б..й"?
Чтобы во весь голос пропеть "Ни х..ра"? Большая художественная удача – со сцены Художественного театра, при тысяче зрителей, крикнуть, изображая блажащего пьяного: "Сука! За..бал ты, засранец!".
Сюжет "Трехгрошовой оперы" Серебренников не стал перекраивать. История, в общем, получилась узнаваемой. А там, где с узнаванием возникали заминки (или – могли возникнуть), публику пинками подталкивают к верному ответу. Полицейский начальник Браун (Алексей Кравченко), естественно, одет в форму, похожую на нашу милицейскую, только на месте кокарды – черный блестящий скотч. В зонгах вдруг "выскакивает" ФСБ. И т.п.
Кто-то успел уже похвалить спектакль – в частности, за то, что Серебренников не стал осовременивать пьесу. А что же тогда считать осовремениванием, если всех героев Серебренников одевает в современные костюмы и на каждом шагу разбрасывает подсказки, отсылающие к жизни за порогом театра. Хотя текст, в старом переводе Апта, вполне, так сказать, доступный. Как говорили древние, понимающему достаточно. И искусство, кстати, как раз и отличается от не искусства, что говорит обиняками, лишено буквальности.
А тут актуализация – на уровне мелких уколов: Если встречаются друзья юности, боевые товарищи, Мэкки и Браун, то тут же возникают тельняшки, голубые береты.. Новобрачных катают в тележках из супермаркетов... Ну, сколько можно эти тележки эксплуатировать в театре, претендующем на актуальность?! Ну, скучно уже, господа! Неактуально. Да и... зачем?
Перед началом третьего акта (спектакль идет без малого четыре часа) на сцене и в зале разворачивается настоящий перформанс с дефиле всех известных сегодня типов нищих и попрошаек. Женщина со всеми справками, девушка, которая осталась одна, ветераны-афганцы или чеченцы, один – без ног и в коляске, другой его везет, поют песни, поп, собирающий на какую-то церковь (по пути подклеивающий усы), и т.д. На втором представлении актеры пристроили в зале котенка. Публика, кстати, с удовольствием расстается с деньгами. На моих глазах Михаил Швыдкой выдал все купюры, которые были у него в наличии.
В уже помянутом интервью режиссер говорил, что "Трехгрошовую оперу" не стоит брать, не имея актера с харизмой и талантом. Конечно, Хабенский – как раз такой, необходимый актер. Очень хороша Ксения Лаврова-Глинка, которая играет Поли Пичем. Особенно. когда появляется неглиже, в лифчике. Но зачем Сергей Медведев (он играет разные роли) все время появляется в трусах, а перед третьим действием и в его начале показывает публике добрую половину своей задницы?
Зачем Серебренников берется не только за режиссуру и сценографию, но еще и называется в программке художником по костюмам? Это же – отдельная профессия, требующая знания и специального образования.
Зачем, зачем?
А эффектного (не только мата) в спектакле много. Особенно много – в конце. Когда Хабенский читает финальный монолог Мэкки, по листочку, который ему подсовывают в последнюю минуту, не отделаться от мысли, что он даже внешне похож на опального олигарха. Это сильно, правда. Скелет ддинозавра смотрится тоже эффектно – с красными огнями в глазах, с хвостом и шеей, которые растут у скелета спереди из причинного места и сзади – там, где и положено быть хвосту.
А еще знакомый врач сказал, что все симптомы у "нездоровых" нищих воспроизведены очень точно. Не придраться. Думаю, из моих уст режиссеру будет услышать об этом приятно."