Re: Искусство, жизнь и коммерция
Написано:
alander [аксакал]
Дата: 20.01.10 20:11:39
В каком-то смысле сюда же.
Удосужилась наконец по-человечески (то есть, слушая не только музыку, но и текст) посмотреть знаменитые «Шахматы».
Никак не избавиться было от ощущения вселенской несправедливости: в тот самый момент, когда АА говорил о своей мечте сыграть в хорошем музыкальном спектакле, вполне подходящее произведение уже было — сильное, современное, с ярким драматическим сюжетом, прекрасной музыкой и очень хорошими, содержательными текстами. Конечно, не «Сильва» — в том смысле, что совершенно другое по интонации. Ближе к «Трёхгршовой». Жёсткое, самокритичное. И — совершенно невозможное для постановки в «Римской Империи периода упадка», поскольку центральная движущая пружина всего действия — конфронтация между США и СССР (именно между политическими системами), рассмотренная в зеркале конкретного события, чемпионата мира по шахматам. И не спасает даже то, что основной посыл произведения вовсе не чёрно-белый, скорее его можно сформулировать так: «Вы, господа коммунисты, конечно же, преизрядные сволочи; но, положа руку на сердце, приходится признать, что мы в своём роде ничуть не лучше...»
Увы. Это англичанин — автор либретто — мог себе позволить смеяться над расхожими представлениями о своей стране. И посмеялся: самый издевательский, гротескный, уморительно смешной эпизод мюзикла — хор клерков Британского консульства, встречающий восторженную реакцию зрителей во всём мире, в том числе в Англии. А у нас в то же самое время «Продолжение Дон-Жуана» не выпустили в Париж, дабы «не показывать за границей эту антисоветчину»...
Так я к чему: вот где АА мог бы сыграть любую из центральных ролей (они все достаточно яркие и богатые, способные бросить вызов актёрскому мастерству и таланту). Правда, для главной роли пришлось бы слегка скорректировать партитуру (музыкально это партия тенора), но, думаю, авторы справились бы :)
И чем-то англичанин, исполнитель главной роли, мне его напомнил. Может быть, это просто обаяние роли, когда среднего роста и обыденного телосложения человек с беспокойными глазами и массой сомнений оказывается в конечном счёте сильнее тех, кто пытается его раздавить — ярких, агрессивных, активно демонстрирующих силу и уверенность. Может быть, спокойное достоинство, с которым артист держится и в роли, и вне её. Может быть, ощущение чего-то очень НАСТОЯЩЕГО в его сомнениях, реакциях и размышлениях. Может, что-то ещё. Но что-то есть точно.
И это обнадёживает. Да, не у нас. Жаль. Но эпоха мистера Секонда — она сейчас не только у нас, она так или иначе властвует сейчас во всём мире. И вот, в записи 2009 года, на экране появляется человек, в котором чуствуется то самое, настоящее, не растерянное и не растраченное.
И очень хочется надеяться, что и мы тоже прорвёмся.
---------------------
L\'essentiele est invisible
---------------------
Уходя, оставить свет — это больше, чем остаться.