Re: Последний день лета
Написано:
gabbana [аксакал]
Дата: 20.02.08 01:36:22
Читая ваши размышления по поводу воспоминаний Марии Андреевны, выложу отрывок ее последнего интервью из февральского журнала Cosmo (в ближайшее время отсканирую полностью), где, в сущности, она отвечает на ваш вопрос. Судя по ее ответам, она достаточно умный, здравомыслящий человек, не каждый сможет все держать в себе.
Вот отрывок из ее интервью:
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
– В одном интервью вы сказали, что если бы вам пришлось писать мемуары, то на детство вы бы отвели полстранички. Почему это?
– Если бы я когда-нибудь взялась что-нибудь писать, то это были бы мемуары, которые стояли бы в книжном магазине невостребованными. Могу объяснить почему: у нас сейчас время, когда обязательно нужно рассказывать о тех вещах, о которых я в жизни никогда бы говорить не стала. Причем чем ярче это преподносится, тем больше внимания. Это как к гадалке сходить: она тебе скажет что-то, что действительно совпадет, а вы и остальное примете за чистую монету. Так и в мемуарах: авторы пишут несколько правдивых фактов и строят вокруг них всякие невероятные версии. А простые люди читают и думают: ну это же правда! Мои мемуары были бы интересны очень узкой аудитории.
– Что же это были бы за мемуары?
– Несколько лет назад я читала книгу Алисы Коонен, там все предельно честно. Грандиозные воспоминания о жизни, о встречах с людьми, о знакомстве с Таировым, о том, как начиналась ее профессиональная деятельность. Но это может быть интересно студентам театрального института, или режиссерам, или вот мне. Мне любопытно, о чем писал Михаил Чехов. При этом он же не рассказывал, сколько у него было женщин и каких! И что они делали, эти женщины. Я объясню, почему это интересно. У Михаила Чехова есть определенный творческий путь, и часто в связи с его личной биографией можно проследить, как он выбирал роли, что его волновало в те или иные моменты жизни. Ведь мы же все знаем о женщинах Пушкина, когда, кому и в каком настроении он писал стихи. Это помогает нам лучше понять их. Думаю, это крайне субъективно. Все проходит на грани неправды. Никогда в жизни вы не влезете в душу человеку. Я никогда до конца не пойму, что происходит у вас в душе, даже если буду знать вас очень хорошо. Человеческая душа – потемки. Мы не знаем, что творится с живущими, а уж говорить про ушедших и вовсе не имеем права. Неправильно же притягивать одно событие к другому? Я представляю, как после моей смерти будут говорить, почему я играла Кармен. Потому что в этот момент у меня были какие-то события в личной жизни. Да вранье это все! Никто никогда не узнает до конца, почему я сейчас играю Кармен и почему для меня это важно! Самое смешное, что когда я заявляю открыто: мол, играю Кармен потому-то, – им это неинтересно. Они думают: а может, у нее это связано с чем-то? Да нет, все гораздо проще в жизни.
– Выходило много книжек про ваших родителей, скандальных, спорных. А вы не думали написать всю правду об этом?
– Не буду. Это тоже будет не до конца правдой. Во-первых, судить о том, что было до моего рождения и в моем детстве, не возьмусь. Во-вторых, в силу порядочности. Я сама не до конца все знаю и претендовать на то, что моя позиция – единственная правдивая, не буду.