Жуткий "Паб" с великолепной Людмилой Гурченко
Написано:
RioRita [аксакал-основатель]
Дата: 30.03.08 23:57:06
Скандальный спектакль "ПАБ" (пьеса братьев Пресняковых, их же режиссура), даже не успев набить оскомину москвичам, как-то уж очень подозрительно-быстро докатился до Самары. Я подозреваю в этом часть хитрого макетингового плана... все же в Москве публика более разборчивая и взыскательная. А голодная Самара ходит, в основном, на артистов (что все время напоминает мне известную фразу "По улице слона водили...") Посмотреть, действительно, есть на кого: Людмила Гурченко, Юозас Будрайтис, Регимантас Адомайтис, Михаил Шац и не очень извстный широкому зрителю, но совершенно блистательный артист Виталий Хаев, который уже приезжал к нам с театральным проектом Евгения Миронова в роли графа Альмавивы. Актерский состав, как и заявлено, совершенно великолепен.
Это дает некоторое удовлетворение, все же деньги потрачены не совсем зря. Однако общее впечатление, увы, фатально: это один из тех досадных спектаклей, после которого выходишь из театра совершенно пустым.
При чем, кажется, замысел авторов был серьезен. Раде спасения спектакля, его, в принципе, можно растащить на цитаты. Много интересных философских мыслей, даже слишком много: их не то, что осмыслить, даже зафиксировать в сознании очень сложно.
Но сначала о том, что понравилось.
Интересные, яркие образы созданы Виталием Хаевым: такой... почти что дзеновский монах Фидель, который говорит фразу (примерно): "Бог создал человека, забыв объяснить ему смысл жизни" и остается человеку просто жить и, извините, пускать газы (все как показано); "проклятый продавец игрушек" в котором угадывается Михаил Горбачев, Ангела Меркель, которая продолжает дело своих предков: переливает по капле Индийский и Атлантический океаны. Мир предстает одним большим маразмом и большой иллюзией.
Приятно и то, что авторы не стали врать в одном принципиальном моменте. На мой взгляд, очень интересный ход, когда Регимантас Адомайтис (играющий роль Отца, он же хозяин Паба и при этом авторы недвусмысленно намекают на Создателя) выходит на сцену как бы вне спектакля и говорит, что здесь, на сцене, по идее, должен висеть большой крест, но режиссер почему-то сказал: "Не надо" и он просит обаятельную толстушку-публичную девку приложить палку перпендикулярно стриптизерскому шесту. И вроде-как это похоже на крест. У нас, к сожалению, очень часто там, где нет решения, просто указывают на крест с утверждением: "Истина там!" А, в общем, сами говорящие в это часто не веруют. Так, во всяком случае, честно. Правда "капля надежды", которую оставляют нам авторы пьесы и которая является в виде натурально выплюнутого в лицо героям некоего объема жидкости изо рта Ангелы Меркель, тоже вызывает некоторое недоумение. Как идея, конечно...
Сюжет спектакля сам по себе очень эпатажный: три самых влиятельных человека мира: президент США, премьер-министр Великобритании и наш кривляющийся Путин оказываются в некоем Пабе (хозяин которого всего-навсего Создатель) по приглашению самого дьявола. Дьявол (Л.Гурченко) появляется в самом начале, но две-трети действия не очень понятно, что она делает на сцене. Завязка спектакля насыщена событиями, но главным героям достались самые блеклые реплики (хоть и были анонсированы "блистательные остроты", но зал именно в этих местах засыпал). И уже под конец дьяволица объясняет им цель их визита: решено, что мир должен перестать существовать и хорошо бы побыстрее. И нашим героям дается две недели, чтобы привести приговор в исполнение.
Самое интересное, что ни у них, ни у зрителей, этот факт не вызывает ровным счетом никакого потрясения и вообще не вызывает никаких эмоций. Конфликта нет. Вместо этого некий логический тупик, полный абсурд. Оказывается уничтожить наш мир тоже не так-то просто: сильные мира сего только думают, что они чем-то и кем-то управляют. Но это тоже оказывается иллюзией...
Но самый странный в этом спектакле - финал. Сначала какое-то идйно-вывернутое, но зато зрелищное выступление Путина, как национального героя в кимоно, который должен фатально погибнуть. "Что у героя впереди? Конец!" И затем невероятно, просто невероятно красивое выступление Гурченко в алом, покрывающим всю сцену платье с песней Земфиры: "Не уходи". И Путин при этом что-то выжимает из себя в свете софитов. И в этот самый момент зрителю кажется: вот! вот, наконец, долгожданное эмоциональное переживание, сейчас, наконец, появится что-то настоящее! И на этом стремительно закрывается занавес. И все...
(Я тут посмотрела рецензии в прессе, добавляю ускользнувший от меня (по причине усталости) смысл этой сцены: президентские выборы...)
В общем, если читать пьесу, наверное, смысл найти можно. Отсутствие смысла тоже иногда можно представить как смысл. Но из зрительного зала, даже мне, человеку с образованием, связать какую-то логику очень сложно. Ибо все свалено в большую кучу: и философия и теософия и политическая сатира. Не путать кучу и абсурд!!! Спектакль рваный: какие-то моменты очень яркие, динамичные, а какие-то пролетают совсем. Сюжет и идея существуют не то, чтобы отдельно, но складывается такое ощущение, что главные герои в принципе не очень нужны и по большому счету не интересны. Спектакль делают два артиста: Л.Гурченко и В.Хаев. Есть удачные эпиоды у Регимантаса Адомайтиса (играет он великолепно!!!). Все остальное очень сомнительно в плане идеи и уж точно не вызывает никакого душевного отклика.
В общем, пьеса сырая. Режиссура неудачная.
Благодаря блесткам, в спектакле запомнился эпизод со смыслом: вся политика - шоу. И жизнь человека очень часто есть стремление оказаться в каком-нибудь шоу. Если продолжить дальше, то и театр тоже шоу. И пьеса эта, перегруженная философскими идеями и благородными замыслами - тоже обыкновенное шоу. Скандальная тематика, яркий актерский состав, зритель, что называется, "пойдет", деньги на спектакль спонсоры дадут. И чего уж там, понятно, что получилось не очень, поэтому сначала в Самару, потом в Тьмутаракань, а потом проект мирно почит в Бозе. Я не против шоу, раз так устроен наш мир, но хочется хотя бы качественного шоу.
Завтра постараюсь поставить фотки.