Re: фильм "Бриллиантовая рука"
Написано:
mika-26 [аксакал-основатель]
Дата: 02.07.08 14:17:27
Лучше поздно, чем никогда.
Размещаю статьи о начале работы над съемками фильма "Бриллиантовая рука" 1968 года.
Жаль, не могу прикрепить фотографии - большой объем.
"Бриллиантовая рука" - советская пресса в ожидании премьеры.
В Москве драматурги Я. Костюковский, М. Слободской и кинорежиссер Л. Гайдай писали сценарий новой эксцентрической комедии «Бриллиантовая рука».
На днях Юрий Владимирович вернулся в Москву. Мы встретились с ним в киностудии «Мосфильм», где Л. Гайдай вел пробные съемки, подбирая артистов для комедии…
- «Бриллиантовая рука», - сказал Юрий Владимирович, - мой двадцать третий фильм. В пяти из них я снимался у Л. И. Гайдая. Доставляет большое удовольствие работать у режиссера, который так остро чувствует смешное. Нам придется осваивать новый жанр кинокомедии – детективной и к тому же эксцентрической. Не стоит пересказывать сюжет. Скажу лишь, что у меня довольно необыкновенная роль положительного персонажа, старшего экономиста Семена Семеновича, работающего в маленьком учреждении на периферии. Волею судеб мой экономист становится соучастником шайки контрабандистов. В фильме много неожиданных ситуаций. Мне предстоит участвовать в погонях, прыгать с вертолета и совершать другие рискованные трюки. Будем стремиться в процессе съемок найти новые смешные характеристики и краски.
«Московский комсомолец», 19 июля 1968 г.
В объективе камеры – декорация небольшой автозаправочной станции. Открывается дверь. Выходит человек и сразу же лицом к лицу сталкивается с другим, который, отступив на шаг, замечает:
- У вас усы отклеились.
- Спасибо, - говорит первый.
-Руки вверх! – вполголоса, мягко приказывает второй, но… сбитый мощным ударом летит на землю.
Это один из моментов съемки новой кинокомедии «Бриллиантовая рука», которую ставит на «Мосфильме» известный мастер комедийного кинематографа режиссер Леонид Гайдай.
«Бриллиантовая рука» – детективно-эксцентрическая комедия. Авторы сценария – М. Слободской и Я. Костюковский.
Зрители привыкли к героям гайдаевских фильмов, неизменно шествующим из картины в картину – Трусу, Балбесу и Бывалому в исполнении Г. Вицина, Ю. Никулина и Е. Моргунова. На сей раз этих персонажей не будет в фильме, а из исполнителей оставлен лишь Юрий Никулин. Он-то и играет Тимошкина. Партнеры Ю. Никулина – известные актеры кино и московских театров А. Папанов, А. Миронов, Нона Мордюкова, С. Светличная и другие.
Московская неделя», 28 июля 1968 г.
На экране маленького студийного кинозала – актерские пробы и первый отснятый материал нового фильма. Как сложится его дальнейшая
судьба, сказать трудно: фильм только берет «разбег». Но уже крошечные эпизоды дают возможность предположить, что картина будет смешной. Да и как иначе? Снимается комедия, и не простая, а детективно-эксцентрическая! И делает ее Леонид Гайдай по сценарию своих постоянных партнеров М. Слободского и Я. Костюковского («Операция «Ы», «Кавказская пленница»).
Поэтому наш первый вопрос к режиссеру о знаменитой троице – Г. Вицине, Ю. Никулине, Е. Моргунове.
- На этот раз мы снимаем совершенно новую картину с новыми героями. Мне думается, что наша троица уже закончила свою экранную жизнь и вряд ли стоит к ней возвращаться. Нужны новые персонажи. И мы попытаемся представить их в нашей комедии «Бриллиантовая рука». Сценарий написан специально для Юрия Владимировича Никулина. Он будет играть роль, резко отличную от прежних. Его герой Семен Семенович – человек прежде всего положительный. Это скромный служащий, хороший семьянин, тихий, в чем-то нерешительный. Однако, попав в силу обстоятельств в руки контрабандистов, он проявляет такие качества, которые в нем трудно было предположить.
Будущая комедия не будет чисто эксцентрической, по форме она близка к «Кавказской пленнице», но с элементами пародийности. И пародийность не только внешняя (построение фильма, названия его отдельных частей), она присуща и внутренней ткани фильма – сюжетным ходам, диалогам. В комедии мы пародируем штампы, по которым сделаны многие детективы – наши и зарубежные, появившиеся в изобилии на экранах в последнее время.
Таким образом, мы стремимся к тому, чтобы в комедии было несколько срезов и самые разные зрители нашли бы в ней свое. Одним будут интересны погони и трюки, другим – пародийная стилистика картины, третьим – комические приемы, четвертым – сатирические образы».
Жил на свете скромный, застенчивый человек. Был незаметным на работе. Тихим и заботливым в семье. Скопив необходимую сумму денег, он реализует свою мечту и едет по туристской путевке за границу. Он уезжает немного грустный, но счастливый. А вот возвращаться назад ему приходится с перебинтованной рукой. К его руке «приложили руку» заокеанские контрабандисты. И повез Семен Семенович в нашу страну бесценный груз – бриллианты, упакованные под слоем бинтов и гипса.
С развитием сюжета необычайно трансформируется и характер героя комедии. Из тихого и застенчивого человека он превращается в настоящего детектива, смелого помощника органов милиции.
«Советский экран», №16 (август) 1968 г.
Всякий съемочный день в группе Леонида Гайдая, работающей над комедией «Бриллиантовая рука», начинается с небольшой «эмоциональной разминки» - этакой иронической импровизации, шуточных вариаций на тему будущего эпизода. Собственно говоря. Без такой разминки не работают ни в одной съемочной группе, но для актеров Гайдая эта разминка прямо-таки необходима: она всякий раз приносит какие-то находки. А там, где находки, там и радость, та самая радость, которая нужна мастерам комедийного жанра, как витамины. Недаром на первой странице режиссерского сценария рукой Гайдая записана строжайшая заповедь большого мастера кино Б. Барнета: «Пока не ощутишь радость – кадра не снимай».
«Московский комсомолец» 15 августа 1968 г.
Юрий Никулин: «Не секрет, что авторы написали этот образ заранее в расчете на мое исполнение, поэтому с Семеном Семеновичем я сжился уже давно, еще за полгода до съемок. Находясь в то время в США, я уже там примеривался к нему, мысленно репетировал те или иные сцены и, конечно же, с нетерпением ждал первого съемочного дня.
Этот день настал, но мне пришлось сразу же отказаться от всех своих предварительных наметок и штрихов роли. Режиссер вмиг рассеял их. Он нарисовал мне совершенно иного Семена Семеновича. И, представьте, я увидел его. Увидел сразу же. Должен сказать, «Леонид Гайдай» не относится к категории режиссеров, «давящих» на актеров, исключающих их инициативу. Он убеждает. И убеждает так, что с ним нельзя не согласиться. От этого с ним вдвойне приятно и интересно работать. Разве может быть большее удовлетворение, чем то, когда точка зрения актера эквивалентна режиссерскому замыслу.
А кроме того, Леонид Гайдай, прежде чем изменить или внести что-то в игру актера, неоднократно проиграет эту роль сам рядом с актером, да и наверняка без него.
Я очень рад, что мне повезло и на партнеров. Это великолепные актеры – Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Станислав Чекан, Нина Гребешкова, Нонна Мордюкова. Композитор Зацепин написал две песни на слова Дербенева. Одну из них – «Песню о зайцах» - буду исполнять я.
«Баку». 23 августа 1968 г.
Любители кино достаточно наслышаны об этой будущей ленте киностудии «Мосфильм» «Бриллиантовая рука». Ведь в ней снимается Юрий Никулин, а создается она известным «комедиографом» страны Л. Гайдаем.
Некоторые «зарубежные» сцены фильма будут сниматься в Баку. Об этом сообщает в своем письме в киностудию «Азербайджанфильм» им. Дж. Джабарлы директор «Мосфильма» В. Сурин. Он также просит руководство Бакинской студии оказать съемочной группе «Бриллиантовой руки» необходимую помощь.
Съемки «бакинских» эпизодов фильма начнутся в будущем месяце. Интересно, что исполнителем одной из ролей будет бакинский регулировщик Курбан Мазанов.
АКТЕР ЮРИЙ НИКУЛИН О СЪЕМКАХ «БРИЛЛИАНТОВОЙ РУКИ»
«Сидим в машине, а Леонид Иович смотрит сценарий, отмечает снятые кадры и говорит:
— Завтра с утра снимаем семью Семена Семеныча с Графом в кафе. После ужина приходи ко мне в номер, порепетируем. Подумай, какие смешные ситуации могут возникнуть за столом.
Утром мы приезжаем на съемку эпизода. Гайдай сидит в уголке и делает пометки на полях сценария. Готовили съемку. Устанавливали камеру, свет, застилали скатертью столик. Потом долго искали детей: они без спросу убежали к морю. Только-только поправили актерам грим, оператор заявил, что столик, за которым сидели мы с Мироновым, надо поднять на пять сантиметров. Плотник стал набивать плашки на каждую ножку.
Снова провели репетицию. И тут ассистент режиссера заметил, что цветы, которые Миронов подает Гребешковой, надо бы сменить. Цветы сменили, но растаяло мороженое. Пришлось за ним посылать. Наконец вроде бы все устроилось как надо: стол на нужной высоте, свежие гвоздики, мороженое в вазочке. Включили свет, приготовились к съемке...
Но мы столько времени потратили на ожидание, что совсем разомлели на жаре и потеряли нужное актерское состояние. (Это был один из летних дней в Адлере.)
И тогда в кадр ворвался Гайдай. Он тормошил нас, громко говорил за каждого текст, подбадривал, поправил у Миронова повязку на глазу, а у меня кепку, и наконец раздалась энергичная команда:
— Мотор, начали!
Мы к этому времени снова обрели форму и сделали все, как требуется...»
Редактировано 1 раз. Последний раз 02.07.08 14:23 (mika-26).