Re: фильм "Бриллиантовая рука"
Написано:
myrkas [аксакал]
Дата: 22.04.09 15:08:06
ПРОДОЛЖЕНИЕ.
Отрывки из книги.
М. Пупшева, В. Иванова, В.Цукерман.
ГАЙДАЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА.
… Но пора же наконец сказать то, о чем рецензенты избегали говорить вовсе. О том, что едва ли не поголовно всем населением Советского Союза фильма «Бриллиантовая рука» был воспринят именно так, как заявлен авторами - в качестве пародии. Только в наименьшей степени его считали пародией на детектив. И в полной мере - пародией на тогдашнюю нашу жизнь в целом. Это была очень честная и очень точная пародия. Потому и смешная.
И еще. В ней, как и в остальных гайдаевских фильмах, был сведен к минимуму эффект режиссерского присутствия. Личность самого режиссера была во всем - и нигде. Потому что никогда Леонид Иович не стремился к самовыражению - самоутверждению, которое для очень многих составляет единственную цель творчества. Заявить о себе, попытаться внушить свое мнение широкой публике - сколько было, есть и будет таких попыток! А Гайдаю это было вовсе ни к чему...
Но как же он работал? Как задумывал? Как снимал?
А вот так:
- Фильм создается еще задолго до съемочной площадки - в воображении режиссера. Я, например, заранее как бы мысленно «вижу» фильм. И работаю трудно, начиная с литературного сценария. Уже здесь начинаются поиски. Потом - режиссерский сценарий. А дальше - репетиции, съемки. И везде мы ищем смешное. Я знаю, где будет «смеховая точка», заранее рассчитываю, где будут зрители смеяться. И вот потом, когда фильм уже снят, я смотрю его и слежу за тем, где смеются... Радуюсь, если верно рассчитал. Правда, бывают неожиданности - смех там, где я не предполагал. В «Бриллиантовой руке», например, Ю.Никулин - то есть его герой - приходит в гостиницу к «обольстительнице», снимает в номере кепку и ...вешает ее на случайно оказавшийся в номере гвоздь. В зале - смех. Почему? Не знаю. До сих пор не могу понять... Правду сказал Аристофан, древний грек-комедиограф: «Своенравна комедии муза...»
Мы не можем спросить режиссера, насколько он согласен или не согласен с нашим мнением о том, что «Бриллиантовая рука» - это пародия не на «явления, чуждые социалистическому быту», а на советский быт, чуждый всем нормальным явлениям... И как увязать устойчивую гражданскую лояльность Гайдая с созданием такой пародии.
Но мы можем вспомнить теорию искусства о роли сознательного и бессознательного в творчестве. И остаться в убеждении, что пародировать окружающую действительность режиссер не намеревался. Но, тем не менее, сделал это. Без акцента на собственном мнении, без попыток подтолкнуть зрителя к конкретным выводам и поступкам. Он просто материализовал то, что ясно видел внутренним зрением, исключительно цепким до комических несообразностей - как взгляд архитектора цепок до форм и пространственных композиций.
«Бриллиантовая рука» - это один великолепный розыгрыш, как будто списанный с жизни. Надо было только уметь высмотреть отдельные части «шпаргалки» и соединить их наиболее выразительным образом. Это и сделал мастер - Мастер Комедии.
Триумф популярности всех его картин, снятых в шестидесятые годы, должен был бы позволить режиссеру хоть немного «забронзоветь» - не так остро чувствовать зависимость своей творческой судьбы от чиновников- перестраховщиков, а на критиков-«писак» давить силой собственного авторитета. Во всяком случае так поступали многие другие советские знаменитости…
Но не Гайдай. Вместо того, чтобы обстоятельно и расчетливо увеличивать свой вес в том обществе, в котором он жил, он использовал трамплин общественного признания лишь тогда, когда ему вдруг приходило в голову позволить себе своевольно пошалить по-старому. Например, на одном из творческих вечеров к нему подбежала некая дама из околоартистического мира и давай хвалить его последнюю картину «Бриллиантовую руку»: – Она такая замечательная, такая талантливая!
Гайдай перебил:
– Как это – «талантливая»? Вы что?
– Ну конечно, конечно, разве можно спорить!
– Ерунда!
– Поверьте, я клянусь вам: ваша картина – талантливая!
– А я говорю: вздор! Какая же она талантливая, когда она … ге-ни-аль-ная !
Как ребенок, честное слово… Захотелось ему полюбоваться, как у собеседницы вытянется лицо. И наплевать было, кто тогда еще находился рядом и, может быть, очень хорошо запомнил, на какие фокусы способен гражданин режиссер. Да-с, подростку, пацану позволительно эдак проказничать, а человеку, которому общество доверило – и т.д., и т.п.
Но, наверное, такие шуточки были ему необходимы. Сколько ж можно сдерживаться? И пусть кто хочет думает что хочет. А мне играть охота! Что вы говорите: нельзя быть всю жизнь ребенком? А вы сами пробовали? Нет? Почему же вы тогда так уверены?