Re: "Фантазии Фарятьева"
Написано:
myrkas [аксакал]
Дата: 06.02.10 12:23:11
Невостребованные чувства
Герои советского кино умели фантазировать
--------------------------------------------------------------------------------
Жанна ХРОМЕНКОВА
30 лет назад советский зритель впервые увидел фильм "Фантазии Фарятьева" с Андреем Мироновым в главной роли. Это — действительно одна из его великих ролей в кино. К сожалению, незаслуженно оставшаяся в тени других ярких работ изумительного актера. Размышления эти ни в коей мере не претендуют на детальное исследование. Оставим его профессиональным кинокритикам.
--------------------------------------------------------------------------------
…Песенка мультяшного героя: "…Надо жить играючи, надо жить умеючи…" в исполнении Андрея Миронова очень даже подходит многим нынешним не мультяшным, а самым что ни на есть реальным персонажам. Речь же пойдет о другом герое, которого проникновенно и тонко сыграл Миронов в фильме "Фантазии Фарятьева".
…Представить его в дорогом автомобиле, "дизайнерской квартире" и модном клубе с бумажником, набитым кредитными (непременно Gold или Premium) и другими статусными карточками, да и просто успешным в нынешнем понимании этого слова невозможно. Ведь он — Павел Фарятьев — наивный, трогательный мечтатель. Живет с тетушкой — доброй, светлой, как и он сам. Он полюбил по-настоящему. А такой герой не мог иначе. И не оттого, что жил в другое время...
Та, которую полюбил, — Александра — симпатичная, скорее даже красивая молодая женщина, переживает недавний разрыв с неким Бетхудовым — очевидной противоположностью идеалисту Фарятьеву. Он сделал карьеру, пользуется успехом у женщин. У Александры есть младшая сестра — подчеркнуто непривлекательная, с вызывающей прической "под горшок". У нее колючий характер, но как выяснится позже, невероятно чуткое, нежное сердце. Зовут ее Люба, Любовь...
На самом-то деле сердца нежные и чуткие в этой истории у всех. Только открывается это не сразу, а лишь с появлением в жизни героинь того самого мечтателя Павлика, как пренебрежительно назовет Фарятьева Александра. Да и Люба, знакомясь с ним, намеренно исказит фамилию, ерничая: "Ваша фамилия Фазаньев?".
Но чудаковатый Фарятьев не слышит колкости сестер, они будто тонут в его добром сердце, которое все вместит. Он одержим своими мечтами-фантазиями. Ему, едва знакомому человеку, адресует Александра мучающий ее вопрос: "Ну вот скажите, как можно выйти из этого заколдованного круга? Ведь мы же все не злые люди, мы хотим друг другу добра, почему же люди мучают друг друга? Любят — мучают, не любят — мучают…".
В своем сбивчивом монологе он, явно стеснительный от рождения, сумеет не только ответить на него, а и выразить именно то необыкновенно важное для женщин, сокрытое в них, без чего счастье невозможно. "…Вот, положим, одному человеку снится другой человек: они вместе. И при этом испытывают такое счастье, такой покой! Стоит сказать одну только фразу, пусть глупую, и другой тебя поймет. Это так необходимо… И вы, и я, и все люди вообще — мы живем не на той планете. Мы — инопланетяне, так сказать...".
Александра уточняет: "Это иносказательно? Это такая метафора?". "Нет!!! Это не метафора. Дело в том, что когда-то очень давно люди из далекого мира прилетели на эту планету и остались здесь по воле обстоятельств, потом родились наши предки, потом мы... Мы мучаемся над мелкими проблемами. Тратим наши мысли и чувства впустую. Мы от рождения смотрим себе под ноги. Только под ноги. Мы умираем, так и не поняв, зачем мы здесь. Между тем где-то глубоко в нас живет одно стремление — туда — ввысь! В далекий мир, откуда мы пришли… Почему нам снятся чувства — яркие, горячие, прекрасные, которые мы забываем днем? Вы посмотрите на людей! Ну разве они стали бы обижать, мучить друг друга, если бы они знали, что они единое целое?!.."
Кажущийся временами маловменяемым, на самом деле Фарятьев, при всей своей внешней сумбурности, несуразности, очень цельный человек. И наоборот, разрушен тот, в ком живет гибельное неверие. "…Тот, у кого есть хороший жизненный план, вряд ли будет думать о чем-то другом…", — утверждал Виктор Цой. Если не думать об этом "чем-то другом", а быть одержимым лишь тем, что комфортно, престижно, целесообразно, вкусно, наконец, то и впрямь можно сойти с ума…
Фарятьев с его житейской неприкаянностью, но ясной, искренней верой в жизнь "на другой планете", где "красивые, горячие чувства", по распространенной сегодня убийственной градации лузер. А если говорить о вневременных героях, то он ближе всего к литературному князю Мышкину. В нем та же неодолимая сила, что ведет в ту духовную высь, о которой грезит главный герой "Идиота" Федора Достоевского. Сила эта — умение любить, тратить себя на полную катушку ради кого-то, не ожидая ничего взамен.
Для просмотра фильмов, подобных "Фантазиям Фарятьева", тревожащим, выхватывающим самое сокровенное в нас, не важны "качественная аппаратура, правильный звук", обязательные для напичканных спецэффектами блокбастеров. Чувства здесь "прожигают" и без звука — моментами становится больно, буквально физически. Например, в эпизоде, когда еще недавно искрившиеся от счастья глаза Фарятьева гаснут от обрушившегося понимания невозможности быть вместе с любимой. Он никак не может справиться с потяжелевшими вмиг веками. Но сквозь боль, от которой трудно дышать, рвутся к Фарятьеву слова младшей сестры: "Да посмотрите же на меня! Я люблю вас!".
…У фильма открытый финал. Но ясно, что любовь Фарятьева не исчезла. Ее просто стало больше...
http://telegrafua.com/480/culture/10152/
Вложения:
bank_1693_img_200x230_15381.jpg (9kB)