"Фантазии Фарятьева"
Написано:
RioRita [аксакал-основатель]
Дата: 21.03.07 00:43:43
Хочется поговорить подробно об этом замечательном фильме, хотя тут уже многое писали.
Честно сказать, впечателение - как пуля в лоб. Настолько натурально показана провинциальная серость - понинявшие пятиэтажки, убогие дворы, безрадостный пейзаж в уреннем тумане. Родиться в таком месте - приговор, по себе знаю, и все герои мечтают вырваться оттуда: в Полоцк, в Киев, в Москву - куда угодно. Но это фантазии...
И это лишь символ воистину кошмарного явления - НЕЖИЗНИ еще живых физически людей.
Герои фильма постоянно прибывают в замедленности и оцепенении, засыпают. Гениально сыграла Неелова - Александра (моя тезка) - красивая женщина со стареющим, изможденным лицом, круги под глазами, потухший взгляд, нелепая одежда. Любочка (Любовь!) - весьма условно можно сказать, что это девушка, - скорее порывистый мальчик... и, скорее всего, не дождется она своей любви.
А Миронов... Это уму непостижимо, как человек, который для многих - сама жизнь и свет этой жизни, мог так сыграть. Походка: кривые ноги, которые несут ригидное тело... Непослушные, кажется, слишком длинные руки... Пальто с короткими рукавами, фетровая шляпа, велосипед. "Прилизанные" волосы, почти лишенное мимики лицо... Мне показалась гениальной сцена, когда Павел у своей тети моет руки и видит себя в уголке зеркала - там кошмар.
Еще мне понравилось в фильме, что там нет резкости и противопоставлений. Я читала сценарий до того, как впервые смотрела фильм (может это просто давние впечатления) - но мне показалось, что в тексте все жестче. Там герои не слышат, не видят друг друга, во всем разорванность. В фильме не так. В фильме все же главное - любовь. Они - люди, они ждут любви, мечтают о ней. Но они не знают способов, как сделать так, чтобы это случилось.
Постоянно происходят несовпадения. Говорят о любви, когда их не слышат, и не слышат, когда любят их самих. Сознание собственной трагедии делает их слепыми и глухими к чужим страданиям. Они встречаются только в момент беды, когда любовь подменяется жалостью.
Мне кажется, что в этой общей атмосфере НЕЖИЗНИ для счастья вообще нет места. Это как мечта о переезде в Киев. Страстно желаемая, но неосуществимая. Что-то обязательно должно сломаться, слишком невероятно. Ведь понятно, что у Александры счастья тоже не будет, она игрушка в руках Бедхудова, она ему по-настоящему не нужна.
Герои фильма не живут в своем городе, они мечтают уехать. Точно также они не видят друг-друга, живя в одной семье. Близкие люди не переживаются как ценность. Ценность - это страсть, полная безбашенность, потому что она как фейерверк на фоне серого неба. В ней есть вкус "настоящей жизни"!
Павлик Фарятьев конечно же скучен и нелеп в своих признаниях. Но в момент, когда он теряет надежду на взаимность, он парадоксальным образом освобождается от своей внутренней скованности. Он становится сам собой и начинает говорить - об инопланетянах, об ином мире, где есть главное и важное! О мире, где люди умеют любить. И это вдруг пробуждает всех остальных от летаргического сна бесчувствия. Это неожиданно попадает в самую суть.
Очень интересен этот момент преображения. Миронов не переиграл, это важно. Его герой не прозрел, не просветлел и не превратился в блистательного философа. Он проявился всего на несколько мгновений, но этого было достаточно, чтобы Александра его увидела по-другому. Он вдруг стал ей интересен, хотя... хотя, конечно, в ее чувстве было больше отчаяния, может быть жалости (к нему, к себе). Гениальный момент, когда она говорит "да" через стекло.
У героев фильма нет будущего. Но есть возможности, есть потенциал, которым они не могут воспользоваться, потому что не видят его. Не понимают про это... но это видит зритель, а значит это подарок зрителю!
НЕЖИЗНЬ - пагубная привычка. Фарятьев в финале засыпает... Нежизнь затягивает, как алкоголизм. Но у каждого человека в душе есть важное и главное, чем он может воспользоваться, чтобы буквально вытянуть себя за волосы из небытия. Мы часто не придаем этому значения, кажется, что это никому не интересно - то, чем живет наша душа. Но стоит дотронуться до этого богатства, как человек буквально преображается. Мы боимся проявлять чувства и искреннее отношение, забывая, что для близких людей это так же важно, как и для нас.
Сцена за роялем "Мне нравится, что Вы больны не мной.." - укол в сторону Эльдара Рязанова за несыгранного Лукашина?