фильм "Небесные ласточки"
Написано:
Dixie [аксакал]
Дата: 06.11.06 20:41:37
Нашему любимому фильму исполнилось 30 лет!:)
Статья:
«Небесные ласточки», вышедшие на телеэкраны 30 лет назад, — один из любимых наших фильмов. Снимался в Крыму — это, конечно, важно. Ялта и здесь оказалась очень притягательной, но, наверное, главная прелесть телевизионной версии известной оперетты Ф. Эрве «Мадемуазель Нитуш» не только в неповторимых крымских пейзажах. Просто в этом фильме все очень легко, воздушно, мило, без претензии. Плюс чудесная музыка и замечательные актеры.
Режиссер Леонид Квинихидзе снимал «Небесных ласточек» на гребне успеха «Соломенной шляпки». Успех был, правда, с оговорками — комедию, которую смотрят до сих пор с превеликим удовольствием все от мала до велика, упрекали тогда в затянутости и тяжеловесности. Тем не менее трудно было скрыть зрителям — удовольствие от просмотра, а творцам — удовольствие от работы. Сейчас, много лет спустя после премьеры этих картин, можно смело сказать — удовольствие никуда не делось, а фильмы уверенной поступью вошли в золотой фонд.
Как и в «Соломенной шляпке», Квинихидзе сделал в «Небесных ласточках» ставку на Андрея Миронова. Они дружили с детства, когда Квинихидзе был еще Файнциммером, а Миронов — Менакером, у них даже отчества были одинаковые, оба — Александровичи. Смена фамилий и прожитые годы не помешали дружбе. Миронов стал в «Небесных ласточках» замечательным Флоридором и Селестеном одновременно, сыграв у Квинихидзе на этот раз две роли в одной и спев свои очередные песенки, моментально ставшие шлягерами. Даже имена у героев Миронова в «Шляпке» и «Ласточках» похожи, их часто путают: в «Соломенной шляпке» — Фадинар, в «Небесных ласточках» — Флоридор И еще: в первом фильме Миронов — с усами.
Оттуда же, из «Соломенной шляпки», перекочевала Людмила Гурченко, которую Леонид Александрович Квинихидзе реанимировал после долгих лет кинозабвения. На сей раз «Люся, стоп» сыграла наикапризнейшую актрису Корину, Коко. То есть саму себя.
Украсил фильм и Александр Ширвиндт в роли майора Альфреда Шато Жебюса. Именно Александр Анатольевич вынес на себе главную смеховую стихию фильма, отдав Андрею Миронову право и обязанность заниматься стихией лирической. Фразы героя Ширвиндта типа «я в твоем возрасте», «ну, Коко!» и другие пошли в народ, как и глуховатая супруга майора, которая не в силах услышать его комплименты, но ей приятно.
Сложнее было с молодой парой. Лейтенантом Шамплатро стал певец Сергей Захаров. Что понятно — красивее мужчины тогда, пожалуй, на советском пространстве не было, а Филипп Киркоров, похожий на Захарова, был еще слишком юн, не вошел в пору, так сказать. К тому же в роли надо было петь и петь красиво — так что какие вопросы?
А вот на роль мадемуазель Нитуш — воспитанницы пансиона Денизы де Флориньи — Квинихидзе назначил юную, 14-летнюю грузинку Ию Нинидзе. Девочка снялась к тому времени в «Не горюй!», «Мелодиях Верийского квартала», но кто бы мог дать гарантию, что она справится с такой сложной ролью, как очаровательная Дениза?
Когда Андрей Миронов в первый раз увидел Ию Нинидзе, он воскликнул: «Боже, какая худенькая! Как же я с ней буду играть любовь? Да с ней даже роман закрутить невозможно!» Миронов стал опекать Ию, поил ее кефиром, кормил булочками. Наверное, все-таки хотел довести до кондиции, чтобы закрутить-таки с ней какой-никакой романчик. И очень нервничал, когда Ия со своим милым грузинским акцентом специально называла его «дядя Андрюша» в присутствии роскошных артисток из кордебалета. Кстати, грузинский акцент не позволил Ие Нинидзе озвучить свою роль — за нее поет и говорит другая актриса. А вот за Сергея Захарова разговаривает в «Ласточках» Олег Басилашвили.
Еще в «Небесных ласточках» запомнилась колоритная пара — директор кабаре (его сыграл настоящий директор Ленинградского мюзик-холла Илья Рахлин) и конферансье, тот самый, который не может расслышать слова, которые ему подсказывают из-за занавеса (Анатолий Королькевич). Кстати, знаменитый текст этой смешной сценки написан самим Николаем Эрдманом — замечательным драматургом, остроумным человеком, отсидевшим за свое остроумие по полной программе.
Но, конечно, именно Миронов продолжал оставаться во время съемок в центре внимания. Он тогда уже расстался с Екатериной Градовой и перебрался под крылышко к Ларисе Голубкиной. При этом продолжал активно работать — помимо театральных буден, снимался в «Повторной свадьбе», «Возвращении», «Страницах дневника Печорина», где сыграл отнюдь не главного героя, а его антипода — Грушницкого со знаменитым вздохом: «О, эполеты, эполеты!..»
Однако съемки в Ялте начались без Миронова — у Андрея Александровича были гастроли в Казахстане. Однако затем любимец публики появился в Крыму, где успевал не только сниматься, но и навещать родителей, приятно проводивших время в доме отдыха «Актер». И надо же такому случиться, что в этот же момент в «Актере» появились гонцы из «Артека» с целью выловить кого-то из знаменитостей для встречи с пионерами. Узнав, что здесь находится сам Миронов, его прессинговали так, что артист не мог отказаться.
Стадион в «Артеке», увидев Миронова, пришел в дикий восторг и в нарушение сценария затянул пионерскими голосами песенку Маркиза из «Достояния республики»: «Вжик-вжик-вжик — оп, уноси готовенького!..». По воспоминаниям очевидцев, это был чрезвычайно мощный хор. Потом началась грандиозная охота за автографами. И наконец, дети окружили Миронова таким плотным кольцом, что артиста еле удалось втащить в машину. Но двинуться машина не могла — она была заблокирована толпой поклонников и поклонниц. Автомобиль тронулся, но ехал еле-еле по живому коридору. Шофер нервничал не на шутку: «Не дай Бог задавить ребенка, да еще отдыхающего в «Артеке»!» К счастью, обошлось без жертв.
…Съемки же «Небесных ласточек» проходили достаточно легко. С такими актерами Л. Квинихидзе мог не беспокоиться: они сами прекрасно знали, что и как играть, режиссер им нужен был постольку поскольку, главное, чтобы не мешал. Он и не мешал, и работа спорилась, правда, некоторые сцены пришлось в Ялте переснимать — это были эпизоды «садовая дорожка», «стена», «у дома Селестена», «беседка». Павильонные же сцены снимались на «Ленфильме».
«Небесные ласточки» были показаны по ТВ в конце 1976 года, премьера прошла успешно, и никто тогда, конечно, не думал, что в жизни создателей беззаботного водевиля произойдут многие удивительные вещи. Сергей Захаров будет осужден за драку, вероятно, подстроенную. Будут по этому поводу и фельетон в сатирическом журнале «Крокодил», и искалеченная творческая судьба. Ия Нинидзе станет невесткой Софико Чиаурели, потом поменяет много спутников жизни, снимется в знаменитом перестроечном «Покаянии» Тенгиза Абуладзе, затем на репетиции в театре на нее рухнет 300-килограммовая декорация, но она справится со всеми тяжелейшими переломами и со многим другим. Андрею Миронову вскоре надоест играть комедийные роли, и он станет усиленно сниматься у серьезных режиссеров — Алексея Германа, Ильи Авербаха, Евгения Матвеева. А мог ли подумать постановщик «Небесных ласточек» Леонид Александрович Квинихидзе, что в годину жизни трудную судьба подкинет ему пост руководителя Крымского украинского музыкального театра?
ссылка: http://1k.com.ua/148/details/10/1