Re: Нелегкая судьба Остапа Бендера
Написано:
myrkas [аксакал]
Дата: 24.11.12 16:49:22
Вот такие интересные рассуждения по поводу экранизаций "12 стульев" нашла здесь:
http://www.whitedress.ru/club/?show=theme&id=746
Стиль. Две экранизации об Остапе Бендере с точки зрения стилиста.
Две экранизации "12 стульев" Леонида Гайдая (с Арчилом Гомиашвили) и Марка Захарова (с Андреем Мироновым)
Недавно я здесь я предлагала оценить Остапа Бендера из "12 стульев" в лице двух исполнителей - Арчила Гомиашвили в экранизации Гайдая, и Андрея Миронова в экранизации Марка Захарова.Девушки предложили свои варианты. И сейчас я предлагаю разобрать их на мастер-классе.
Но для начала - разберем книгу. Вы читали книгу "12 стульев" Ильфа и Петрова? Если да,то напомню - идея романа - игра. И написан он в весьма ироничном ключе. И ключевой герой - Остап Бендер - Игрок, Артист. И вся идея романа - игра, перфоманс. "Вы оцените красоту игры" - поет Бендер. И финал закономерен - Бендер умирает счастливым - завтра он будет богат, найдет стул с сокровищами! И автор не может позволить герою разочароваться, ведь в этом случае игра закончится, поэтому смерть Бендера до финала - закономерна.
А КАК Бендер ищет стулья? Он не мелкий жулик, которого правда интересуют стулья, поиск каждого стула превращается в настоящий перфоманс - игру АКТЕРА. Во всех ситуациях Бендер показывает себя, красуется, а уж потом ищет клад, который является прекрасным бонусом к приключениям.
Разве мелкий циничный жулик будет жениться из-за какого-то стула? Нет, он его ночью украдет и распотрошит, но только не Бендер! Чтобы завладеть стулом Бендер женится на мадам Грицацуевой! И делает это с помпой. А уж затем - смотрит есть ли клад в этом злосчастном стуле.
Чего стоит приключение на корабле "Киса, хочу спросить Вас как художник художника. Вы рисовать умеете?". Они устраиваются ХУДОЖНИКАМИ! И опять из поиска стула делают перфоманс!
А "межгалактический турнир по шахматам"? Какие там стулья, это очередной перфоманс АРТИСТА!
Герой Остапа - АКТЕР, АРТИСТ который в каждой ситуации ищет прежде всего возможность показать СЕБЯ, а уж потом ищет какие-то там стулья.
Кстати, о деньгах. В процессе романа наши герои - Киса и Ося - заработали весьма приличные суммы денег, но они их весело прокутили, и опять - на поиски стульев.
И сам язык романа очень созвучен мьюзиклу. Трудно и невозможно представить другую гармоничную экранизацию.Раз уж идея романа - игра, гротеск, и формат кинофильма должен быть таким же - иронично-игровым, и формат мьюзикла подходит как нельзя лучше.
Теперь перейдем к лицам.
Главный герой, как мы уже говорили - Игрок, Актер, Артист в первую очередь, приключения его интересуют во-вторую очередь, ну а сами драгоценности - приятный бонус.
Представьте себе отвлеченно героя Гомиашивлив роли такого Игрока. Не получается? Правильно! Остап - Гомиашвили больше подходит на роль практичного жулика, который тихо стащит необходимые ему стулья. Не жениться, ни устраивать турниры, ни устраивать представление из шантажа богатых буржуев - все это он - все это он делать не будет, ибо сие слабо вяжется с образом циничного жулика.
А теперь посмотрите на лицо Миронова! Такой Остап не довольствуется ролью жулика, тихо ворующего стулья, он Артист. Богемная небрежность в образе, завязанный шарф и ... контрастность, которую отметила Siba. Но на эту контрастность нужно смотреть с совсем другой стороны - она нарочито гротескна. Неужели Вы думаете, что гримеры эти черные брови и усы сделали такими смешными по неумению? Или просто не нашли более контрастного по типажу артиста на роль Остапа? Разумеется, нет. Это гротеск в образе Остапа! Опять ирония и гротеск! Костюмы Остапа нарочито богемны, как и полагается Артисту! Игра, ирония, гротеск во всем - в поведении, в лице, в сюжетной линии произведения.
Посмотрим на цвет.
У всех цвета Остапа-Миронова и Остапа-Гомиашвили различаются. Цвета Остапа-Миронова- более легкие, прохладные,кое-где теплые, легкие и даже кокетливые - он красуется.У него не может быть ледяных или горячих цветов. И закономерны цвета неоднородные, переходящие один в другой - опять игра Артиста! И даже совсем не мужественный принт в цветочек - опять закономерен! Это гротеск, неоднозначность, кокетливость, игра! И, кстати, романтизм и фатализм, который заметила Siba - Да, и легкость и неуловимость - Да. И все это передается через неоднозначные, но довольно легкие цвета, в том числе и нежно-розовый, указанный Siba.Их, кстати, нельзя назвать холодными - кое-где они уходят в теплые. И контраст есть,но он тоже какой-то гротескный.
Цвета Остапа-Гомишвили будут закономерно более темными и контрастными. Принт - клетка просто изумителен для него! Как и любые темные, контрастные цвета. Это закономерно не цветовая гамма Игрока или Артиста, а человека более основательного, приземленного,практичного.
Поэтому экранизация Марка Захарова совпала с идеей книги, она стала ее логическим продолжением. Формат мьюзикла - гениальное решение для сатирического, иронического романа, а лицо Миронова,его повадки - это лицо и повадки Артиста, каким и был, по задумке Ильфа и Петрова сам Бендер.