Нелегкая судьба Остапа Бендера
Написано:
RioRita [аксакал-основатель]
Дата: 07.04.06 17:01:03
Недавно смотрела нового "Золотого теленка" с Меньшиковым. Кто уже только не прошелся по этому фильму! Но все же и я добавлю немного перца...
Меньшиков - талантливый актер, я все же за то, что он хорошо сыграл. Мне, например, очень понравилась сцена, когда Остап объясняет Шуре Балаганву про Рио-де-Жанейро. Как загораются у него глаза! Впечатляет.
Но все же сама концепция образа никуда не годится. Остап Меньшикова - интеллигент. В каждой новой сцене у него новый воротничок, даже "по бездорожью и разгильдяйству" он ударяет в белоснежном отутюженном пиджаке. Чувствуется серьезное образование, а может и сознательная самоподготовка. Ему бы цитатами античных философов сыпать, а тут совершенно некстати текст Ильфа и Петрова, который совсем убрать из фильма как-то вроде неудобно. Поэтому и говорит он сухо, неинтересно. Текст и герой существуют совершенно отдельно. Имидж - все, однако!
Эх, Меньшикову бы эту роль, да лет в двадцать-двадцать пять, во времена "Покровских ворот"...
И я подумала, что интересно: есть возможность сравнить в одной роли безусловно талантливых актеров - Миронова, Меньшикова, Юрского и Гомиашвили (Соловьева я не видела). Мысленно провла рейтинговое голосование. Выяснилось, что лично мне больше всего импонируют Миронов и Юрский.
Остап Юрского - более проработан, как образ, как характер. Он циник и романтик одновременно, жалеет Паниковского и Шуру, отдает им последнее, с искренним чувством едет к Зосе. И если к образу, созданному Юрским применимо слово "чувство", то Остапом Миронова владеет скорее "страсть". Он более интровертен в том плане, что про его "талант и душевный жар" знают больше он сам и, конечно, зритель, а на экране он холоден и отстранен. Но с другой стороны, Остап Миронова более "стильный" (если так можно выразиться). Даже гримм у Остапа с "орлиным взглядом", в духе немого кино. Марк Захаров, конечно, необыкновенный режиссер, его почерк мгновенно узнается. Некоторая театральная "условность" с другой стороны позволяет более рельефно показать авторский замысел, сохранить "дух" литературного шедевра.
Насколько я знаю, эту роль Миронова сначала не приняли. Об этом пишет, например, Татьяна Егорова. Но кто теперь об этом помнит? Когда я читаю книгу, я автоматом представляю себе образ Остапа - именно Миронова. Думаю сейчас, какое бы подобрать точное слово.... Наверное, Остапу Миронова присущ именно "ШИК". Я знала в свое время несколько молодых людей, которые копировали этот "шик": говорили так же отрывисто и афористично, даже двигались "по-бендеровски". Можно сказать, что у Остапа-Миронова афоризм в каждом движении.
То есть, если подытожить мои рассуждения, то можно составить такой примерно ассоциативный ряд:
Остап-Юрский: чувства, молодость, сила
Остап-Миронов: шик и страсть
Остап-Гомиашвили: плут (авантюрист в чистом виде)
Остап-Меньшиков: "белый воротничок" - только непонятно зачем...