Re: Новые статьи об Андрее Миронове
Написано:
gabbana [аксакал]
Дата: 25.03.09 01:23:25
Вот очередная статья Сергея Пальчиковского, посвященной итальянцам в России.
Приключения итальянцев в России и страдания Рязанова в Италии
/СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ/
Кстати, как все-таки правильно — «необыкновенные» или «невероятные приключения итальянцев в России»? Правиль-
но, «невероятные». Хотя сама картина от перемены слов совсем не меняется. Прошло вот уже 35 лет со дня мартовской премьеры 1974 года, а «Итальянцы» все еще популярны, и даже очень.
Режиссер играл на чужом поле
Этот фильм появился на белый свет случайно. Итальянцы остались должны нашим кинематографистам после съемок масштабной исторической картины «Ватерлоо», и, чтобы рассчитаться, нужно было запуститься с новой совместной работой. Кинокомпания знаменитого Дино де Лаурентиса решила, что нужно снимать комедию, причем не философскую или лирическую, а легкую, с сильным привкусом эксцентрики.
Для этой цели в Советском Союзе выбрали Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского. Хорошо осознавая, что эксцентрика — поле деятельности другого отечественного комедиографа, Леонида Гайдая, соавторы тем не менее ввязались в битву, тем более у них был замысел грустной и человечной итальянской комедии типа «Полицейские и воры», где советским милиционером должен был быть весь в себе Иннокентий Смоктуновский, а итальянским полицейским известный во всем мире Альберто Сорди.
Но от грусти и человечности не осталось и следа — итальянцы требовали совсем другое кино. В результате Смоктуновский волшебным образом превратился в Андрея Миронова, а вместо Сорди Рязанову прислали малоизвестных итальянских актеров, имена которых никому ничего не говорили, да и фамилии тоже.
Нашего режиссера деятели солнечной страны вообще мало праздновали. Это в СССР Эльдар Александрович был признанным кинематографическим авторитетом, в Италии же с ним разговаривали, как с мальчишкой. До важного Сергея Бондарчука Рязанов в глазах иностранцев явно недотягивал. Сергей Бондарчук, снимавший «Ватерлоо», был лауреатом «Оскара», авторитетным постановщиком, почитаемым во всем мире, а Рязанов… Важный Дино де Лаурентис встретил его, водрузив ноги на стол, разговаривал высокомерно, потребовал коренной переделки сценария. Единственное, что ему понравилось, — сцена со львом. Нужно было добавить много новых трюков и обязательно задействовать в фильме интерьеры ГУМа. Такой уникально большой магазин, по мнению магната, должен был вызвать такой же большой интерес у зарубежных зрителей.
«Глупая, я здесь живу!»
Как бы ни пыхтел и ни протестовал против итальянского произвола Эльдар Александрович Рязанов, ему пришлось выполнить все пожелания партнеров. И ГУМ был, и лев, и обязательные русские матрешки, и самолет, приземляющийся на шоссе, и многочисленные автомобильные трюки, и взрыв бензоколонки, и многочисленные виды Ленинграда и Москвы. Так
что получилось вполне законченное сочинение на тему «Советский Союз глазами зарубежных гостей».
Эти самые гости творили что хотели. Во время съемок в Италии предоставляли гостиницы низкого уровня. Не могли (или не хотели?) организовать работу на необходимом уровне, урезали массовку, отказывались рисовать необходимые вывески, всячески подчеркивали, кто в доме хозяин. Рязанову пришлось даже объявить бойкот и пригрозить невыходом на работу.
Итальянские актеры тоже вели себя как хотели. Порой с трудом справлялись с поставленными задачами. Иногда трусили, когда нужно было выполнить какой-то сложный трюк. А в некоторых сценах настолько безостановочно шпарили текст, что актриса Ольга Аросева, игравшая маму главного героя, не могла вставить свою реплику. Актрисе в результате пришлось прибегнуть к крайним мерам: она заткнула глотку одному из итальянских партнеров полотенцем и только тогда сумела произнести свои слова.
Но все же у наших артистов было не все так плохо. Наши (а в картине их трое — Андрей Миронов, Ольга Аросева и Евгений Евстигнеев) получили редчайшую возможность на халяву провести время в Италии. Капстрана, да еще какая! По тем временам сладкая мечта советского человека. Евстигнеев, сыгравший в «Итальянцах» колоритного Хромого, привез в Рим еще и вторую жену — Лилию Журкину. Например, у Андрея Миронова было два съемочных дня, а провел он в Италии три недели и на телефонные вопросы своей тогдашней жены Екатерины Градовой: «Что ты там делаешь, ведь ты уже отснялся?» — Миронов отвечал конкретно и весело: «Глупая! Я здесь живу!»
Чудеса отваги и профессионализма
На Миронове, честно говоря, этот фильм и держится, именно вокруг него пляшут в этой картине стройная Ольга (Антония Сантилли), подарившая зрителям парочку сцен на грани стриптиза, но в целом сыгравшая большую и чистую любовь с персонажем Миронова, смешной мафиози в исполнении Тано Чимароза, нелепая парочка родственников-итальянцев и другие персонажи. Миронов не только чудесно исполнил свою роль, в очередной раз подарив зрительницам сплав обаяния, веселья и изящества (его первое появление, когда он подъезжает на трапе к самолету, чрезвычайно эффектно), но и проявил чудеса актерской отваги. Храбрость летчиков из Ульяновска, посадивших самолет прямо на автомобильную трассу да еще без разрешения начальства, вполне понятна. Летчики они по определению люди смелые, да еще Рязанов их поддразнивал: «Что, слабо?» — вот они и выдали. Но когда артист, интеллигент, представитель сугубо мирной профессии висел, зацепившись за край разведенного моста, и молча исполнял другие фокусы — это было что-то. Миронов сам спускался по ковровой дорожке с шестого этажа ленинградской гостиницы «Астория» (в которой, кстати, всегда останавливался, приезжая в Ленинград), сам нырял в Неву и выполнял трюки с машинами. А его непосредственное общение со львом Кингом, до этого уже продемонстрировавшим свой не слишком дружелюбный нрав, и вовсе стало легендой, получив классификацию скромного актерского подвига.
Страсти по Кингу
Лев Кинг, снимавшийся в «Итальянцах», был львом необычным, домашним — он воспитывался в семье бакинского инженера Берберова. В съемках Лева участвовал за весьма солидный гонорар — более четырех тысяч рублей. Судьба его закончилась печально — в период съемок Кинг, живший в спортивном зале какой-то московской школы, вырвался на волю и напал на студента, возившегося со своей собачкой. Милиционер, которого подняли по тревоге, увидев потрясающую воображение картину, не раздумывая пристрелил льва (студент остался жив).
История эта получила большой резонанс. Берберовы дошли до министра внутренних дел СССР Н. Щелокова и требовали уволить из органов львиного убийцу, лейтенанта Гурова. Была поднята на ноги общественность, велись дискуссии на страницах газет, авторитетные деятели культуры рассуждали о гуманизме и любви к животным. Постепенно дело удалось спустить на тормозах (Гуров в результате благополучно дослужился до самых высоких чинов), но история Берберовых получила еще более страшное продолжение.
Бакинская семья завела нового Кинга, который однажды загрыз сына Берберовых, Рому, и скальпировал хозяйку, Нину Петровну, которая затем потеряла рассудок.
Фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» — легкий, динамичный и ни на что особо не претендующий — не снискал славу в зарубежном прокате (де Лаурентис, говорят, пожалел, что не занял в картине иностранных звезд), но у нас в стране его смотрели с удовольствием. Эльдар Рязанов не считал его своей удачей. А напрасно, эта картина куда сильнее многих его весьма спорных картин последнего периода. Так что в данном случае зрителям виднее — они-то всегда были благосклонны к «Итальянцам».
фото: Многие критики уверены, что этот фильм держится в основном на таланте Миронова
постоянный адрес статьи: http://1k.com.ua/266/details/10/1