Re: Новые статьи об Андрее Миронове
Дата: 18.11.21 20:04:19
Рецензия на «Бриллиантовую руку» из "Нью-Йорк Таймс" 1969 года
Из свободных интернет-источников
НОВАЯ СОВЕТСКАЯ КОМЕДИЯ ВЫСМЕИВАЕТ ДАЖЕ СТРАШНОЕ ПРОШЛОЕ
Фарс, социальный подтекст и мини-бикини смешались в непочтительном фильме
Теодор Шабад, специально для "Нью-Йорк Таймс"
МОСКВА, 10 февраля — В буйной и непочтительной советской комедии, премьера которой состоялась накануне (в Московском дворце спорта перед аудиторией в 8000 человек), нет ничего святого - даже в память о сталинских лагерях!
Широкоэкранная цветная картина под названием «Рука, усыпанная бриллиантами» [буквальный перевод - прим. Аlbert Magnus] высмеивает советские институты, начиная c организованных туристических поездок за границу, официально одобренной формы искусства, известной как «социалистический реализм», и вплоть до профессиональных общественников.
Внешне же это история о шайке контрабандистов бриллиантами, чьи планы рушатся, когда драгоценности и золотые монеты, которые нужно доставить в Советский Союз в гипсовой повязке во время круиза по Средиземному морю, оказываются у обычного русского туриста.
Из свободных интернет-источников
Ссылка на Колыму
Запутанный сюжет служит лишь предлогом для подшучивания над многими аспектами советской жизни и, между прочим, разрешением на такую степень обнажения женского тела, что в русских фильмах вряд ли когда показывали прежде.
Возможно, самой неожиданной - и не лишней - была реакция публики на сцену, в которой один персонаж упоминает Колыму, золотодобывающий регион на северо-востоке Сибири напротив Аляски, где 15 лет назад были упразднены некоторые из самых печально известных сталинских лагерей.
Во время случайной встречи в ресторане золотодобытчик говорит герою и одному из контрабандистов:
— Будете у нас на Колыме - милости просим!
Контрабандист поперхнулся и публика хохочет.
«Приятно видеть, что люди теперь могут смеяться над такими вещами», — прокомментировала одна русская, смотревшая картину.
Из свободных интернет-источников
Чувство баланса
Она добавила, что такая реакция была глотком свежего воздуха на фоне жёсткой, но не всегда успешной идеологической кампании и страха, завладевшего в последнее время многими советскими гражданами, когда раздались выстрелы по кортежу, вёзшему в Кремль космонавтов и советских вождей [речь о теракте Виктора Ильина 22 января 1969 года — прим. А. М.].
"Бриллиантовая рука" — это работа 46-летнего Леонида Гайдая, одного из самых успешных советских режиссёров в жанре комедии. Он же написал сценарий - совместно с хорошо известными сатириками Морисом Слободским и Яковом Костюковским.
Динамичная постановка Гайдая с упором на фарс и множество гэгов далека от того тяжеловесного юмора, с которым традиционно ассоциируются русские фильмы.
Из свободных интернет-источников
На главные роли Гайдай выбрал одних из лучших комедийных актёров Советского Союза. В роли советского туриста выступил цирковой клоун, популярный киноактер Юрий Никулин. Контрабандистов играют два актёра Московского театра сатиры: Анатолий Папанов в качестве татуированного, сыплющего жаргонными словечками бывшего штангиста по прозвищу «Механик», и Андрей Миронов в образе чересчур хорошо одетого манекенщика по прозвищу «Граф».
Работа актёра над собой
Инструктируя Графа, Механик твердит:
— Всё должно быть достоверно!.. Как говорит наш дорогой шэф, «в нашем деле, главное — социалистический реализм!».
[странный фрагмент из газеты - ведь в фильме звучит фраза "Этот самый реализм", а про "соцреализм" вроде только в сценарии было - прим. А.М.]
Из свободных интернет-источников
Фильм также высмеивает "профессиональных активистов", которые вмешиваются в дела других людей. Нонна Мордюкова, известная российская актриса, появляется в роли управдома, которая с подозрением относится к туристу после его поездки за границу.
Из свободных интернет-источников
В этом наиближайшем подступе к наготе, что когда-либо видели в советских фильмах, блондинка для того, чтобы заманить героя в ловушку, предстаёт в том, что по сценарию называется «мини-бикини». И когда она, глубоко дыша, спиной к камере приближается к своей жертве, застёжка у верхней части бикини лопается. В этот момент в дверь врывается шпионившая управдомша и происходит столпотворение.
Из свободных интернет-источников
А ещё Гайдай с самого начала настраивает публику на хорошее настроение, обыгрывая некоторые приемы советского кино. Длинный список актёров во вступительных титрах разбит такими словами, как «а также», «и вдобавок» и «кроме этого».
(с) Теодор Шабад
(с) Перевод с английского специально для kin0guru — Albert Magnus
P. S. Автор обзора — Теодор Шабад (Theodore Shabad, 1922-1987), американский журналист, работавший специальным корреспондентом «The New York Times» в Москве (1961—1966; 1971—1973).