Re: Воспоминания об Андрее Миронове разных людей
Написано:
Ivette [абориген]
Дата: 06.01.12 00:12:51
Очень театральные воспоминания!
За кулисами и за кадром www.proza.ru
Карен Кочарян
Т Р И В С Т Р Е Ч И
О силе гастролей московских театров в Ереване знает каждый ереванец старшего и среднего поколения. При театральном обществе Армении по инициативе Рачья Никитовича Капланяна был создан театр “Дружба”, руководимый Ал. Асламазяном. Театр способствовал обменным гастролям разных театральных коллективов. Это было гениальное начало. Благодаря этой инициативе , не выезжая из Еревана, можно было посмотрерть такие спектакли, на которые в Москве , Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Риге и многих других городах надо было простоять в очередях порой месяцами. В период ереванских гастролей тоже не легко было раздобыть билеты. Часто приходилось идти на аферу.
Апрель 1980 года. В Ереване на сцене театра имени Г. Сундукяна по приглашению театра “Дружба” гастроли Московского театра Сатиры. Передо мной встаёт вечный вопрос Чернышевского “Что делать?”. Билетов как всегда нет, без билета и муха не пролетит, однако в голове кружатся слова известной песни примадонны советской эстрады “Если долго мучиться, что-нибудь получится”. У входа в театр встретил актрису нашего русского театра Наташу Голик , которую мучил тот же вопрос. До спектакля еще два часа, актёры еще не пришли. И тут у Наташи родилась идея. Надо подойти в кому-нибудь из московских актёров и с ними пройти через служебный вход, но чтобы не было сомнений, актёр должен быть известный. Стоим и поджидаем.
-Вот, Миронов идёт ,- радостно крикнула Наташа.
На самом деле, в нашу сторону, немного нервным шагом, шёл Андрей Миронов , один из моих любимых актёров. Мы сразу к нему.
- Здравствуйте , Андрей Александрович ,- выпалили мы синхронно.
- Добрый вечер , - ответил он довольно-таки резким тоном.
В этих двух словах мы , как молодые актёры, хорошо изучившие гениальную “систему Станиславского” , которая применяется не только на сцене, но и в жизни, поняли их подтекст. “Ну , допустим я Андрей Александрович, но то, что вам нужно, я не смогу сделать …” Несмотря на дошедший до нас подтекст всего двух слов, Наташа с милой улыбкой продолжила.
- Мы актёры местного русского театра, билетов у нас нет, помогите нам …
-Но чем, чем я могу вам помочь? ,- с маской безразличия на лице спросил Миронов.
- Можно мы с Вами пройдём через служебный вход ? - попросил я.
- Да что вы? Это не возможно. Извините, конечно, но это противоречит моим принципам. Я никогда этого не делаю. В театр надо покупать билеты, и , сидя в своём кресле , смотреть спектакль. Еще раз простите, но я не могу .- Ответил и прошёл к служебному входу.
Я заметил, что несмотря на маску безразличия, он был каким-то передёрнутым. Прямо-комок нервов. Может это перед Фигаро, не знаю. Тогда мы были несколько разочарованы и не могли понять, что же происходит внутри известного актёра. На первый взгляд всё прекрасно. Театр, кино, эстрада, слава, популярность, цветы, овации, поклонники … Только недавно я узнал, что в этот период не всё ладилось в личной жизни, были проблемы с коллегами,его окружали завистники … Не знаю насколько это верно, во всяком случаи сегодня об этом уже открыто пишут. Тогда всего этого мы не знали. Простояв минут пять и потеряв надежду, хотели уйти, как вдруг на горизонте появилась элегантная фигура с трубкой в зубах. Эта фигура с такой лёгкостью ступала по улице, ведущей к театру, что казалось она порхает.
- Ширвиндт ! - восклицательно прошептала Наташа.
- Тоже вариант. Попытка не пытка. Вперёд! - скомандовал я и мы двинулись в сторону приближающейся к нам порхающей фигуры, которая уже вошла в образ графа Альмавивы. Наташа прошла вперёд.
- Добрый вечер, Александр Александрович …
- Добрый ? .. - вопросительно-кокетливо улыбнулся он, бросив лукавый взгляд на Наташу, как граф на Сюзанну. Наташа, как молодая, но уже опытная актриса, тут же подыграла ему, бросив ответный лукавый взгляд на Альмавиву.
“Процесс пошёл , - подумал я стоя в стороне. А он то, оказывается , вначале меня не заметил и продолжал строить глазки молодой поклоннице.
- Александр Александрович , - продолжила игру Наташа , - мы актёры нашего русского театра. Помогите нам попасть на спектакль. Тут его взгляд пал на меня, выражение лица изменилось. Он понял, что молодая актриса не одна, но отступать не солидно.
“ Ну и бабник,”- подумал я , а он поняв, что выстрел холостой, надел новую маску. Чтож , игра продолжается. Явленье третье. Те же и Карен … Сейчас у него на лице маска добренького дяди, педагога, старшего коллеги … Надо же помочь молодёжи …
- Ладно р-р-ребятки ,- прорычал он, - я вам помогу, только вы мне подыграйте.
- Как , - поинтересовался я.
- Очень просто ! На импровизацию , Впе-е-рёд !!! - скомандовал он , - за мной.
Мы подошли к служебному входу театра. На вахте сидел мрачный мужик и пристально всматривался в каждого, кто проходит мимо него. У нас дрожали колени. Как будто тайно пересекаем Государственную границу. Подходим к вахтёру, Ширвиндт широко улыбается ему, громко здоровается, потом остановливает меня и Наташу, вглядывается нам в лицо и громко, во всеуслышание орёт.
- Вы чего в последний раз вышли на сцену без грима! А-а-а ! Ну-ка марш гримироваться! – и даёт нам лёгкие подзатыльники. Нам осталось только пройти, пробежать небольшой рубеж-через второй этаж, через кулисы, в фойе и в зал. В зале места все заняты, ступеньки проходов забронированы газетами, но это не важно. Главное, что мы добились своего. И вот гаснет свет, звучит музыка Моцарта. Поднимается занавес и больше никто нам не мешает наслаждаться остроумными текстами Бомарше и прекрасной игрой любимых актёров.
В гастрольном репертуаре театра был также спектакль по пьесе Александра Гельмана “ Мы нижеподписавшиеся”. В эти годы ставить Гельмана было престижно. Тогда не было ещё горбачёвской перестройки и гласности, но Гельман своими пьесами разоблачал казнокрадов и бюрократов, государственных чиновников и взяточников брежневского застойного периода. Скажем, некий Потапов отказывается от премии, или Лёня Шиндин сокрушает любую фальшь, любую “липу”. Тогда не все театры решались браться за Гелтмана. Его ставили такие гиганты-театры , как МХАТ , Сатира, БДТ … К нашей чести , рядом с такими театрами две пьесы Гельмана в те годы поставил и наш русский театр имени К. Станиславского . Это был “Золотой период” для нашего театра. Прекрасный репертуар, великолепные спектакли, артисты, ничем не уступавшие московским. Поэтому мне вдвойне было интересно посмотреть Гельмана на сцене Сатиры.
Так как меня уже заметили с Ширвиндтом и поняли, что в последний раз я “осмелился выйти на сцену без грима”, я обнаглел. Уже один, без сопровождения, двинулся к служебному входу, громко поздаровался с мрачным вахтёром и не дав ему опомниться, прошмыгнул через второй этаж за кулисы. До начала спектакля еще целый час. За кулисами тьма, не видно ничего. Кое-как пробираюсь, чтобы найти дверь в фойе. И вдруг сталкиваюсь с кем-то лбом и что-то коснувшись моего лица падает на пол. Тут я слышу знакомый голос.
- О! Простите , пожалуйста!
Это был Андрей Миронов . Я несколько растерялся.
- Это Вы меня простите, Андрей Александрович ,- мгновенно вырвалось из меня. Я не знал что сказать.
В этот момент включили дежурное освещение сцены. Передо мной стоял несколько растерявшийся Андрей Миронов в сценическом костюме: рабочей джинсовой куртке, клетчатой рубашке, а на полу валялся берет, который при нашем столкновении упал с головы. Я поднял берет и отдал ему, ещё раз извинился и хотел уйти, но меня остановил его голос.
- А я Вас узнал… Ну что, достали билеты “Фигаро” ?
- Билеты не достали, но спектакль все-таки посмотрели.
И сейчас тоже, вот так инкогнито, без билета иду в зал, чтобы стоя на ногах любоваться Вашей игрой. У меня свой принцип в жизни: “цель оправдывает средства”…
Мы молча улыбнулись друг другу. В этот вечер он был каким-то другим. Лицо спокойное, не было раздраженности …
Минут через сорок я нашёл свободное место в третьем ряду партера. На сцене Андрей Миронов самоотверженно боролся за истину, а Александр Ширвиндт и в этом спектакле был в своём амплуа. “Да, бабник” .- подумал я.
Три года спустя. Май 1983г. Москва. Двухмесячные курсы во Всесоюзном институте повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. Самая запоминающая и интересная часть моей биографии. Москва, Останкино известные преподаватели…
Попасть в Москву на два месяца и не посетить театры- просто преступление. Но как? Надо как-то решить эту проблему. Первое, куда меня тянет-присловутая Таганка , но идти пока не решаюсь. Просматривая сводную афишу театрально-концертной Москвы, обращаю внимание на “Трехгрошевую ореру” Брехта в Сатире, в главной роли с Андреем Мироновым. Звоню актёру театра Жене Графкину, с которым познакомился в Ереване.
-Прости, Карен , при всём желании помочь не могу. На спектакли Миронова билеты продаются за два-три месяца, - слышу на том конце телефонного провода.
Однако, как говорится “надежда умирает прследней” и опять в голове слова из песни примадонны: “Если долго мучиться, что-нибудь получится…” Чтож, придётся помучиться …
Вечером перед спектаклем брожу вокруг театра Сатиры. Спрашивать лишний билет бесполезно, так как этот вопрос я слышу начиная с платформы станции метро”Маяковского”. На окошке кассы знакомые слова “Все билеты проданы”, у окошка главного администратора очередь. Случайно слышу, что главного администратора зовут Геннадий Михайлович и решаю провести эксперимент. Подхожу к милой и очень любезной билетёрше и очень уверенным тоном спаршиваю.
- Простите, где я могу видеть Геннадия Михайловича,- так , как будто с ним я давно знаком.
- Он сейчас подойдёт, подождите его у входа, только с этой стороны, чтобы не заслонять проход.
Я поблагодарил её и перейдя заветный рубеж, оказался в фойе театра. Честно простояв там минут пять, заметил, что обо мне забыли. Убедившись в этом, быстро направился в зал, переждал третьего звонка, заметил свободное место в партере второго ряда , уверенно двинулся туда и сел. К счастью , меня не попросили, и я наслаждался Брехтом и его зонгами. А на сцене Андрей Миронов раскошный брехтовский бандит Мекхит, по кличке Мекки-нож. Позже я прочитал , что Миронов мечтал сам поставить эту пьесу, рассказывал Плучеку все свои режиссерские решения. Через некоторое время он получил отрицательный ответ. Мол “ не дорос”. Говорят, что когда в 1980 году Плучек поставил “трёхгрошевую оперу” , использовал все решения, которыми поделился с ним Андрей год назад. Всего этого я тогда не знал. Не знал, что смотрю спектакль , поставленный “де – юре” Плучеком, а “де-факто” Мироновым.
После спектакля у лужебного входа Женю Графкина, который, оказывается, заметил меня со сцены во время аплодисментов и не поверил своим глазам: “Карен, который ещё три часа назад не имел билета, сидит на спектакле с участием Миронова во втором ряду партера” ! Пока я ему рассказывал мои приключения, увидел вышедшую со служебного входа знакомую, порхающую фигуру с трубкой в зубах. Его сразу облепили юные поклонницы. В их окружении он направился к своему автомобилю и стал артистично размахивая руками, раздавать автографи. А тем временем, Миронов, воспользовавшись суматохой вокруг Ширвиндта, выскочил из театра, нырнул в с вою машину и быстро отъехал. Как мне рассказал Женя, у них была взаимная договорённость. То один брал на себя напор поклонниц, а второй нырял в машину и уезжал , то другой.
Кто бы мог подумать, что в тот день я вижу Андрея Миронова в последний раз, что резко нырнув в машину, он навсегда уехал от меня, оставив только воспоминания, фильмы, песни, спектакли, снятые на плёнку. Никто не знал, что тогда ему осталось жить и играть всего четыре года.
Именно через четыре года, стоя с женой у театра Моссовета я узнал трагическую весть. Сегодня, 16-го августа 1987 года, в Риге, на гастролях, не доиграв соего Фигаро, ушёл из жизни один из моих любимых актёров, Андрей Александрович Миронов, ушёл, оставив за собой несколько тысяч километров плёнки с гениальными образами, которые уже успело полюбить поколение наших детей и внуков. Вот оно-бессмертие.
20-го августа с женой едем к театру Сатиры. Моросит дождь, море людей, цветов, зонтов. Все стоят молча, у многих на глазах слёзы. Подойти к театру невозможно. Сегодня, на сцене родного театра Андрей играет свою последнюю роль. Наверное единственный раз в жизни играет плохо. Не его эта роль. Весь этот трагический сценарий создавался ещё 46 лет назад, 7 марта 1941 года (именно в этот день родился ), Всевышним уже был решён точный день премьеры этого единственного спектакля.
В театр нам попасть не удалось. Узнав , что последним пристанищем Андрея станет Ваганьковское кладбище, мы на метро направились туда.
Парадокс, но каждый раз, посещая московское кладбище, вспоминаю грустный анекдот. Пассажир таксисту. “Отвезите меня во МХАТ”. Таксист привозит пассажира на Новодевичье кладбище. “Я просил во МХАТ , а не на кладбище” , - возмущается пассажир, “МХАТ здесь , а там - кладбище” ,- грустно отвечает таксист.
Говорят незаменимых нет … Ложь ! Вот они, незаменимые … Владимир Высоцкий, Леонид Енгибаров, Олег Даль, Сергей Есенин …
Из года в год эти незаменимые собираются здесь, в сырой земле. Уходят не обернувшись, уходят раньше времени … Не досказав, не допев, не дописав, не доиграв … Уходят, оставив за собой Память. И пока эта Память жива-они все бессмертны. Во всяком случае – пока. Свидетельство тому-миллионы людей, которые приходят сюда, к своим кумирам, кладут цветы, жгут свечи, читают стихи, поют песни, вспоминают и мысленно беседуют с ними.
С такими мыслями почти два часа мы простояли под дождём недалеко от того места, где должен был найти своё последнее пристанище Андрей Миронов. И вот траурная процессия молча проходит мимо нас. За гробом идут мать Андрея - Мария Владимировна Миронова и жена- Лариса Голубкина, которых под руку ведёт Иосиф Кобзон. Как не парадоксально, из родного театра почти никого нет. Гостроли в Риге продолжаются … Абсурд ! .. Андрей в чёрном смокинге , в бабочке, лицо спокойное, отдохнувшее … Смотрю на него и думаю:
“Вот так, Андрей Александрович , и сегодня мне пришлось нарушить Ваш принцип. На Ваш последний спектакль я опять прошёл без билета, потому что мне было необходимо с Вами попрощаться.
А в ответ, как –бы слышу его голос:
“О чём твоя песня, певец незнакомый,
Над чем ты смеёшся, о чём ты грустишь? ..
Ах, как друг от друга теперь далеко мы.
Ты с чёрного диска со мной говоришь …”.