Re: Воспоминания об Андрее Миронове разных людей
Написано:
gabbana [аксакал]
Дата: 17.05.07 00:22:36
Вот собрала дайджест воспоминаний известных людей об А.М. из разных источников. Ранее я его посылала на официальный сайт, но он уже как год не работает.
Вера ВАСИЛЬЕВА
Знаю, как жаждут те, кто любили и любят Андрея Миронова, узнать о нем как можно больше, хоть каждую маленькую черточку, вновь почувствовать это чудо, эту красоту и очарование.
Судьба и родители щедро наградили Андрея Миронова талантом, трудолюбием и величайшим обаянием. Для детей он был идеалом ловкости, смелости, остроумия, находчивости и веселья. Для женщин - идеалом любви. Людям зрелым он давал пищу для размышлений, обогащал своим интеллектом наше представление о жизни, об искусстве. Для людей старшего поколения он был дорог своим нежным ностальгическим умением унестись в начало нашего века, напевая те песенки, которые в детстве напевал ему отец. Он был прекрасно воспитан своими родителями и был истинным интеллигентом.
Даже когда ему приходилось просить о ком-то или о чем-то для других, он никогда не унижался, а как бы предлагал человеку сделать доброе, справедливое дело. Он никогда не произносил речей, но через все его роли выражалась боль за наши несовершенства и вера в человека. Поэтому, когда в "Доходном месте" Островского он в роли Жадова оставался один на один со зрителями и тихо, но убежденно говорил: "Всегда были, есть и будут честные люди", зал верил ему, царила тишина, какая редко бывает в театре.
--------------------------------------------------------------------------------
Олег БАСИЛАШВИЛИ
Жизнь наша подчас кажется серой и скучной. Бывает от этого печаль сердца. И не скроешься никуда от этой печали. Ни перемена мест не спасет, ни работа. И вдруг сталкивает тебя судьба с неожиданно ярким, удивительным явлением - и все вокруг окрашивается в радостные тона, жизнь становится светлой и ясной. Словно праздничный фейерверк разгоняет сумерки, и будни приобретают свежие, сказочные очертания. Таким фейерверком был Андрей Миронов. Каждая его роль, будь то на сцене или на экране, придавала жизни радостный смысл, вселяла веру в свои силы, внушала уверенность в будущем. Начинало казаться, что и сам ты ловок и гибок, что талант твой бьет через край, что жизнь полна романтики, что красив ты и остроумен, что девушки неотрывно глядят тебе вслед.
Становилось легче дышать, печаль улетала, и дорога озарялась. Но вот кончился фейерверк.
Нет Андрея. И снова сумерки.
И долго будет печалиться сердце.
--------------------------------------------------------------------------------
Белла АХМАДУЛИНА
Артист, о котором... без которого...
Сосредоточимся. Начнем сначала, лишь изначальность соответствует бесконечности, детство - зрелости. Талант и талант, имя и имя родителей - известны и досточтимы. Счастье заведомо сопутствовало его урождению и воспитанию. От природы и родителей - сразу данный, совершенный дар безукоризненной осанки, повадки, грациозного поведения тела в пространстве, музыкальности и иронии. Прирожденный ум рано встретился с прекрасными книгами, у него была драгоценная возможность читать, читать. Всегда любуясь им, я любила совпадение наших читательских пристрастий.
Старая привычка к старинному просторечию позволяет мне написать: "из хорошей семьи". Устаревшее это определение (и не жаль его языковой низкородности) состоит в каком-то смутном родстве с прочным воспоминанием о том, как я увидела Андрея Миро- нова в первый раз, не из зала, а вблизи, в общей сутолоке житейского праздника. Он был неимоверно и трогательно молод, уже знаменит, пришел после спектакля и успеха, успехи же только брали разгон, нарастали, энергия нервов не хотела и не умела возыметь передышку, в гостях он продолжал быть на сцене, взгляда и слуха нельзя было от него отвлечь. Все это вместе пугало беззащитностью, уязвимостью, в моих нервах отражалось болью, причиняло какую-то старшую заботливую грусть. Он непрерывно двигался и острил, из глаз его исходило зимнее голубое облачко высокой иронии, отчетливо различимое в дымной голубизне воздуха, восхищение этим зрелищем становилось трудным, утоми- тельным для зрения. Но вот - от вежливости - он придержал предо мною крылья расточи тельного полета, я увидела бледное, утомленное лицо, украшенное старинным, мягким, добрым изъявлением черт, и подумала: только дисциплина благовоспитанности хранит и упасает этого блестящего молодого человека от рискованной грани, на ней, "на краю".
Притягательность "опасной бездны" - непреодолима, неотвратима для Артиста и непоправима для его почитателей.
Эльдар Рязанов. рассказывал, какие доблесть и изящество надобны для того, чтобы безупречным поступком прыжка соединить разъединяющиеся части моста и себя - с близким присутствием льва. Услышав, что Андрей Александрович Миронов хотя бы льва несколько опасался, чего на экране не видно, с безутешной нежностью и тоской я улыбнулась. Любой человек, и путник в львиной пустыне, может разминуться со львом. Артист - не может. Так же он не может препоручить дублеру подвиг всего, что должен сам исполнить при жизни - и потом.
Андрею Миронову удалось совершенство образа и судьбы. Известно, что он дочитал монолог Фигаро, доиграл свою роль до конца - уже без сознания, на пути в смерть. Это опровергает разумные и скудные сведения о смерти и бессознании. Остается - склонить голову.
--------------------------------------------------------------------------------
Михаил РОЩИН
"Самое главное - обаяние", - говорят американцы. Этого самого главного у него было - море. Его о-бо-жа-ли девушки. Чистые, милые, юные девушки, провинциальные школьницы, Татьяны Ларины, присылавшие ему безумные письма, Он являл для них собою Героя Любви, отважного и нежного, не мужлана, но мужчину, юного, тонкого и всепонимающего, идеально гармоничного, доброго, легкого и верного, а не легковерного. Ироничного, но не циника. Умного, но не чересчур, не сухаря. Всегда веселого, всегда неотразимого. Доброго... Вот-вот, доброго. Юные девушки, они еще дети, а дети больше всего любят добрых.
А просто дети? Как его любят дети! Они еще не знают, долго не узнают, что его нет, - для них он есть, жив, поет и танцует, как всегда. Они бегут к телевизору, они крутят пластинки и заряжают пленки: "Миронов!
Миронов!" И поют и пляшут вместе с ним.
Мне кажется, он никому не сделал в жизни зла. А если и было, то нечаянно, собою, но не от себя...
Какой живой памятник - Андрей Миронов! Мурашки бегут, когда он опять и опять поет и играет на экране, подмигивает и смеется. Он зря комплексовал: конечно же, он создал это ни на что не похожее и никем незаменимое, неповторимое явление - Андрея Миронова. В искусстве. А в жизни осталась зиять на этом месте дыра - тоже ничем не закроешь, не заменишь, пусто.
--------------------------------------------------------------------------------
Вениамин СМЕХОВ
Он был сразу хороший артист. Сразу, с 1958 года, когда поступал к нам, в Щукинское училище. Авторитет его родителей был столь высок, что трудно понять, где кончалось удовольствие видеть их сына, а где начиналось лицезрение его собственного обаяния.
...На щукинских вечерах, как и по всей стране, робко возрождалась культура западного танца. Раскованно буйствует в "буги-роке" один Андрюша Миронов (из мужского персонала). Первокурсник легко летает, грациозен, европейский шарм подчеркнут самоиронией - словом, хорошо смахивает на тех "стиляг", которых журнал "Крокодил" еще пару лет назад "смахнул" с нашего победоносного пути. Впрочем, в одежде Андрей весьма строг, подтянут и совсем был бы похож на лорда, если бы не краснел на каждом шагу. Девичий стыд, надо признаться, делал его простым, неизбалованным пареньком... Одна из любимых педагогов, А. В. Брискиндова, обратила наше внимание на младшего щукинца: Андрей ежесекундно и всепогодно, не для показухи, а по личному кодексу, -выбрит, причесан, при галстуке и при крахмальном воротничке... Причем не какой-нибудь полукрахмал, а тугая жесткость: ошейник аристократа...
Стороннее наблюдение за Андреем могло вызвать ложную обиду: "Ты не слишком зазнаешься, юноша?" Виноваты, конечно, и комплексы "стороннего", и сумма внешних примет = фасонистая выправка, пружинистое парение над толпою и небрежное скольжение в речи, где запросто слагаются репризы.
Но при близком общении все по-другому. Детская дотошность в расспросах о жизни, о семье, о театре, о вкусах, о слухах, о твоем личном мнении... Умение хорошо вслушиваться, вглядываться в собеседника, а рядом - искренняя пренебрежительность к славе, "успехам". Всегда памятлив к общим встречам и очаровательно благожелателен. Даже в мрачном расположении духа - готовность отозваться на юмор, отдаться течению импровизации, словесного перепала. И думаешь о нем: "Не слишком ли он скромен и прост для всенародного любимца?"
...На хабаровских гастролях грустно возвращаю артисту Антону Олеговичу Табакову воспоминание о его детском признании. Маленького Антошку спрашиваю, кого после отца он считает великим актером? Или лучшим? Любимым? Ответ показался тогда пижонским забиячеством: "Я, дядь Вень, вообще никого не считаю, кроме Миронова, он для меня самый первый - Андрей Миронов - среди всех вообще!" Сокрушенно кивает Антон Олегович; так и было, так и есть.
Начало 70-х годов = много-много счастливых вечеров в доме нашего общего друга Игоря Кваши. Собрание громких имен = и актеров, и художников, и врачей. И Гриша Горин, и Слава Голованов, и открытие огромной мастерской на троих (Л. Збарский, Б. Мессерер, В. Красный) на ул. Воровского... Я ощущаю себя случайным зевакой на этих карнавалах талантов, где Андрей всегда бывал в центре как веселых, так и серьезных разговоров. К тому же он один из первых (как и сам Кваша) владел магией автомобильных терминов, что по тем временам казалось столь же мудреной областью, как и космонавтика.
--------------------------------------------------------------------------------
Олег ТАБАКОВ
Актерское начало доминировало в Андрее. Именно в нем он выражал себя наиболее естественно и полно. Актерское - значит по своей природе коллективное. Андрей был человеком цеховым, и ему была свойственна цеховая солидарность. Фракций, групп, группок он избегал, как только мог, не участвовал ни в каких интригах, не знал зависти. Обращаясь к группе беседующих актеров, иногда спрашивают: "Против кого дружите?" Так вот, Андрей всегда дружил "за". Он бывал ироничен, порой даже язвителен, но всегда верен в дружбе и чужд всяческой возни вокруг нашего дела, нашей профессии, потому что всерьез любил само дело.
--------------------------------------------------------------------------------
Георгий ТОВСТОНОГОВ
Андрей Миронов - артист удивительной выразительности в понимании Станиславского, характерный артист при данных героя. Я сейчас вспоминаю совсем молодого, двадцатишестилетнего Миронова, когда он сыграл труднейшую роль классического репертуара - Жадова в пьесе Островского "Доходное место" в постановке Марка Захарова. И в этой работе, и во всех остальных ролях ощущалось высокое владение сверхзадачей, чем граждански заряжен Миронов, в сочетании с обаянием и высоким мастерством. Он был (к сожалению, приходится применять этот беспощадный глагол "бьл") большим Артистом. И вот за год до смерти я увидел интересную режиссерскую и актерскую работу Андрея Миронова - спектакль по пьесе Григория Горина "Прощай, конферансье!". Он точно уловил замысел пьесы и увлек за собой артистов.
--------------------------------------------------------------------------------
Александр ШТЕЙН
С глянцевой обложки журнала - его улыбка, так близко знакомая и его друзьям, и тысячам тысяч его почитателей, его, как всегда, непринужденная поза, исполненная неуловимого и в то же время явственного артистизма, изящества, - и то, как он легко оперся одной рукою, а другую бросил вперед и она легко повисла, мужская и по-мужски красивая...
Двенадцатый номер журнала "Театр". Последний, декабрьский номер 1987 года...
Какое трагическое совпадение! Журнал печатается в типографии в городе Чехове, готовится материал номера заранее, так было и сейчас, в этот раз, когда Андрей был жив-здоров, - могла ли кому-нибудь прийти в голову дикая мысль, что смерть нагонит и настигнет его. Именно его, смеющегося, веселого, в расцвете лет, его, самое живое из всех человеческих воплощений...
И волею неумолимой и непредсказуемой судьбы обложка журнала стала как бы окаймленной невидимой траурной рамкой, и на обложку эту стало больно, тяжко, невозможно смотреть...
А вдогонку, в Чехов, в типографию полетели статьи о его гибели.
Да, это была не просто смерть - гибель. При исполнении Художнического долга.
--------------------------------------------------------------------------------
Михаил КОЗАКОВ
Андрей Миронов, Андрюша привносил в нашу задерганную и тревожную жизнь свою неповторимую светлую краску; он давал особый тон, ноту, рождал мелодию и одаривал этим своих друзей, знакомых, зрителей, сидящих в театральном зале, десятки тысяч любителей кино и миллионы людей перед экранами телевизоров. Он стал для многих желанным и дорогим гостем, непременным участником самых любимых праздников в году.
Вот почему его преждевременный и скоропостижный уход заставил вздрогнуть сердца людей; вот почему в его смерть не хоте- лось верить. Андрей Миронов - и смерть?! Глупо, невозможно, несопоставимо, так и хочется сказать - несерьезно...
Увы, серьезно. Серьезней некуда. Вот уже больше года как его нет. И образовалась пустота, страшная, черная дыра. Возрос дефицит на радость.
А был ли счастлив он сам, Андрей Миронов, человек, давший стольким людям эту самую радость? И хотя известно, что "на свете счастья нет", я полагаю - артист мог бы ответить на этот вопрос утвердительно. В самом главном он был счастливым человеком, ибо главным для него был сам процесс творчества, и радость от общения с искусством он длил в самой жизни.
Андрей играл легко, упрямо и напряженно думал об искусстве. Он развивался, он был в пути.
Мы часто беседовали с ним, иногда даже ссорились, чтобы тут же помириться. Мы оба могли что-то активно не принимать в работе друг друга, но всегда были оброжелательны. А это ох как важно.
Андрей был интеллигентным, даже светским человеком в пушкинском понимании этого слова.
А уж светскости в наше время, как говорится, днем с огнем не сыщешь. Вот групповых амбиций, грубости, злости - сколько угодно.
У Андрея Миронова хватало чувства юмора, чтобы незашоренно смотреть на жизнь и искусство.
Он умел ценить чужое мнение, радоваться чужим успехам, в нем было моцартианство - а без этого качества нет настоящего художника.
Андрей всегда был в движении, в устремлении куда-то, в нем жило чувство перспективы.
--------------------------------------------------------------------------------
Марк ЗАХАРОВ
История отечественного театра немыслима без галереи мироновских свершений. Фигаро, Хлестаков, Присыпкин, молодой Вишневский, Чацкий - романтические, острокомедийные, героические образы - визитная карточка Театра сатиры.
Миронов - бесспорный создатель особой генерации молодых героев нашего театра и нашего кинематографа. Он сформировал и внедрил в зрительское сознание новый социальный и психологический тип. Очень многим людям близкий, дорогой, понятный... Почему? Потому что бродит в мироновских героях какая-то шальная веселость, без которой мы не мыслим ни одного серьезного дела. Рожденный им ироничный и вместе с тем добрый весельчак всегда готов был плакать и смеяться. Андрей угадал какую-то волшебную пропорцию необходимой нам боли и необходимой радости, ума и безрассудства. И еще, самое главное, - всегда знал, про что плакать, про что смеяться. Знал, кого ненавидеть, а на кого молиться.
И еще - уровень мастерства! Понимаем- то мы все, все понимаем - но вот не всегда умеем. А он умел. Каким-то образом, уж не знаю как, овладел он своей особой пластикой и трудновыполнимыми элементами хореографии. Это была его собственная и уникальная манера, которая гармонично слилась потом с его внутренним одухотворением. Его безудержная комедийность воссоединилась с духовной энергетикой, которая всегда напоминала мне хмелевскую одержимость. Это значит, что расход нервной и психической энергии (я уже не говорю о физических перегрузках) был выше допустимого и, вероятно, часто подскакивал к опасным пределам. Только разве можно было его остановить, что-то упростить в его намерениями~, смягчить его неудержимый поиск?
Трагическая смерть приподняла его над нами. Мы заново оцениваем его путь. Именно сейчас, когда он медленно восходит к тому высокому уровню в истории отечественного искусства, который завоеван честной работой, оплачен счастливой, но дорогой ценой: Андрей Миронов подарил театру свою жизнь.
--------------------------------------------------------------------------------
Юрий ТЕМИРКАНОВ
Андрей обладал талантом дружбы, во многом утерянным сегодня, дружбы без выгоды. Просто хотелось видеться, общаться, быть вместе. Дружил он необыкновенно. У него был свой круг, который составляли разные люди, порой неожиданные. Каждый из друзей постоянно чувствовал его любовь, заботу, внимание. Он был счастлив, когда мы собирались вместе, но не любил, чтобы в дом приходили люди, чуждые ему по духу. Мне очень повезло, что жизнь свела меня с этим прекрасным человеком. Я горжусь дружбой с ним. В ней было что-то пушкинское, светлое. Вообще Андрей был в чем-то человеком прошлого века, я могу назвать его человеком декабристского склада, другом верным, надежным, преданным. Он был самым веселым, самым остроумным среди нас. Но в разгар смеха и шуток я вдруг замечал взгляд Андрея, далекий от шумного веселья. Он словно парил над нами, сохраняя тайну своего бытия, недоступную никому, даже близким друзьям. Наверное, такое одиночество присуще всем поистине талантливым людям. Андрей не был меломаном, но музыку очень любил, хотя и совсем другую, нежели я. Он был удивительно музыкальным человеком. Любил джазовую музыку и великолепно знал ее. Он и меня научил любить и понимать джаз. Как прекрасно он пел, конечно же знает каждый. Мой друг был прирожденным актером. Никем другим представить его было невозможно. Только актером - на сцене, в кино, на эстраде. Розыгрыши, шутки, неожиданные сюрпризы, главным исполнителем которых был Андрей, сопровождали все наши встречи. Он умел точно подметить самые характерные черточки своих друзей, а потом показать их талантливо, смешно, но всегда по-доброму, с большой теплотой. И меня он изображал стоящим за пультом. Эти показы были трогательными, наполненными большой любовью к нам, его друзьям. Я любил его добрые шутки, его розыгрыши. Они всегда поднимали настроение, заряжали энергией. В Андрее я любил все - его талант, его обычные человеческие повадки, походку, манеру говорить, смеяться. Андрей был для меня Жераром Филипом нашего театра и кинематографа, красивым, изящным, обаятельным, все умеющим, неизменно притягивающим к себе всеобщее внимание.
Редактировано 1 раз. Последний раз 17.05.07 00:31 (gabbana).