Re: Пошелестим страницами...
Дата: 15.08.16 19:22:59
Слово Андрею Александровичу...
Журнал «Театр» №6 1988
«На обсуждение! Судьбы театральных профессий: режиссер.»
В дискуссии участвуют: А. Гончаров, Д. Тамулявичюте, Ю. Еремин, А. Миронов, Г. Волчек, Э. Митницкий, В. Радун, В. Голиков, М. Левитин, А. Казанцев.
…Андрей Миронов.
(в сноске: Это последняя статья А. А. Миронова, написанная по просьбе редакции.)
Наверное, в режиссуре происходит тот же естественный процесс перстройки, что и в обществе, процесс, который продиктован временем. Мне кажется, что момент реконструкции закономерно находит свое отражение и в режиссерском творчестве. Ведь режиссура- это искусство проявления и воплощения сценическими средствами определенных тенденций времени. Новый взгляд на время можно обнаружить в режиссуре Л. Додина, А. Васильева, В. Фокина, Г. Яновской, Р. Виктюка, Г. Черняховского. Что касается моего поколения, то сегодня оно находится в непростом положении, потому что мы от чего-то ушли и к чему-то не пришли. Мы явились свидетелями расцвета режиссуры Г. Товстоногова, А. Эфроса, В. Плучека, О. Ефремова, Ю. Любимова, наверное, можно назвать и М. Захарова. Не хочу никого обидеть, но новый этап развития театрального искусства, видимо, определит в конечном итоге следующее за ними поколение режиссеров. Перестраиваться нам сложнее, поскольку наиболее интенсивный и импульсивный период, когда все воспринимаешь особенно остро, уже позади. Но, наверное, я был бы ретроградом, если бы не постарался воспринять и понять то, что предстоит. Хотя мне кажется, что тенденции, которые сегодня развиваются, наметились значительно раньше. Просто то, что мы пытались воспроизводить опосредованным путем, то, о чем нельзя было говорить вслух, но что сохранялось в помыслах любого здравомыслящего человека, сегодня проявилось и уже становится нормой жизни. В этих условиях требуется что-то совсем другое. Это не значит, что со сцены непременно нужно рубить правду-матку и критиковать существующие порядки, но это принципиально меняет ситуацию, это обусловливает свободу мышления, свободу существования, внутреннюю раскрепощенность. Для художника она необходима.
Справедливости ради надо сказать, что и в иных, прежних условиях рождалось нечто не менее значительное. Я, может быть, отвлекусь, но думаю, что это в какой-то степени имеет отношение и к данной теме. Мне всегда казалось, которым был так одержим наш театр в 60-79-е годы, предопределяет совершенно особую форму мышления, Особое ощущение самого себя в пространстве. Он соответствует духу внутренне свободы, легкости, мобильности. И именно мюзикл помогал нам преодолевать нашу зажатость и скованность, выработанные условиями тогдашней жизни, порой очень нелегкой на протяжении длительного времени. Наверное, не меньше времени понадобится, чтобы люди перестали ощущать эти зажатость и скованность и стали реально, а не вымученно свободны в своих проявлениях.
Мне кажется, что и режиссуре требуется свободный полет фантазии. Но разбудить ее непросто. Поэтому сегодня мы уже готовы сказать, что есть кризис. На самом деле кризиса нет. Происходит, повторю еще раз, естественная перестройка сознания. А ведь перестроить сознание значительно сложнее, чем перестроить завод. Дело не в кризисе режиссуры, а, наверное. в том, что сегодня еще не родились новые театральные идеи, которые могут выразить данное время, данное настроение, данную температуру общества. Ведь «Современник» в 50-е годы появился благодаря именно такой художественной идее. Пока ничего подобного нет. Предугадать, какими будут новые театральные идеи, невозможно. Обидно, если дело сведется к чисто развлекательным, бессмысленным музыкальным зрелищам. Но думаю, что нет. Или это будет какая-то гипертрофированная правда? Но правда не может быть гипертрофированной. Подтверждение тому спектакль «Братья и сестры», где Л. Додин пробился к пронзительной точности, сочетая ее с высокой художественностью.
Главный вопрос, который сегодня возникает, - это вопрос «как»? Про «что» уже ясно. Вокруг нас столько «что» и в прессе и в литературе: роман Рыбакова «Дети Арбата», «Котлован» Платонова, произведения Астафьева, заново печатающиеся Набоков, Пастернак… А вот формы выражения новых мыслей в театре пока неизведаны. Определить их трудно. Не хочется заниматься голым теоретизированием. Я за предоставление возможностей для самых широких экспериментов – пускай неожиданных, пускай самых нелепых и абсурдных, но искренних и естественных в своих проявлениях.
Вложения:
IMG_20160815_160146.jpg (385kB)
IMG_20160815_160200.jpg (336kB)