▲
1941 - 1958
В одном из интервью Андрей Миронов вспоминал:
<В детстве и юности я большую часть времени проводил с родителями: Благодаря им мне посчастливилось (...) общаться с замечательными актерами театра, кино, эстрады. К нам частенько заходили Михаил Зощенко, Валентин Катаев, Борис Ефимов, Вера Марецкая, Фаина Раневская: Одним из самых близких друзей нашей семьи был Леонид Осипович Утесов. Все мое детство было связано с ним, с его песнями> 1
Говоря о <большей части времени>, Миронов скорее имел в виду то, что на общение с ровесниками приходилось времени меньше. Что же касается родителей, то после того, как в один прекрасный вечер Андрюша, увлеченный родительской игрой, незаметно для себя вышел на сцену, чем вызвал восторг и хохот в зале, стало ясно, что уследить за ним становится трудно.
Опять же по воспоминаниям самого артиста, до двенадцати лет по сути дела его воспитанием занимались няня Анна Сергеевна и домработница Поля. Под благотворным влиянием няни в раннем детстве в Андрюшином лексиконе водились слова <утойди>, <овторник>, <нонича>.
- Что будешь есть? - спрашивали его.
- Яешну на скроводе!
Став в 1948 году учеником 170-й московской школы, Андрей не обнаружил никаких сверхестественных способностей - продолжал быть обыкновенным мальчишкой. Но присутствовала в нем одна особенность.
<Пожалуй, больше всего его, все-таки привлекало лицедейство>, - вспоминала позднее мама, - <Мне кажется, что ему нравилось лицедействовать, но что из него получится артист, я не думала. Как-то я ему купила коньки. А рядом с нашим домом был динамовский каток - Петровка, 26. И он каждый вечер, сделав уроки, уходил на каток. И один раз, думаю, дай я посмотрю, как он катается. Прихожу и вижу: мой Андрюша стоит, заложив руки за спину, совершенно ничего не касается, просто смотрит, как другие катаются...(...) Он смотрел на это, как на зрелище. Я спрашиваю его: <Где коньки?> - <Не знаю>. Не то у него их украли, не то он дал их кому-то подержать>.2
В статье Григория Горина, посвященной Андрею Миронову, которую он начал писать еще при жизни артиста, а закончил уже после его смерти, приведен, в частности, небольшой разговор между ними, в котором Горин спрашивает, какую фамилию Андрей хотел бы носить, если бы не был Мироновым. Артист без колебаний отвечает: <Менакер>. Именно эту, отцовскую, фамилию он носил до 1950г., когда в разгар антиеврейской кампании родителям его настоятельно порекомендовали фамилию мальчику сменить, чтобы в дальнейшем жизнь его не была испорчена <пятой графой>. Так Андрей Менакер стал Андреем Мироновым.
Первые его роли были сыграны на сцене школьного театра. И уже тогда проявился характерный талант будущего актера. В средней школе он блистал в пьесе К. Симонова <Русские люди> в роли немца фон Краузе. <Кончилось тем, что я затмил всю партизанскую линию. Небольшая роль стала чуть ли не основной в сюжете пьесы. Партизаны все меркли рядом с моим разнузданным немцем> 3, - иронично вспоминал артист. Так началось его восхождение на театральный Олимп.
1 Филинов Ю. Как важно быть веселым: интервью с Андреем Мироновым//Комсомольская правда. - 23 янв.1983.
2 Вислова А. В. Андрей Миронов. - Москва 1998. - С. 48
3Там же. - С. 63.
|