Этот сайт открыт в 2006 году. Сначала он был виртуальным общественным проектом, а с 2009 года обрел статус официального. Его участников, живущих в разных городах и даже в разных странах, объединила любовь и глубоко личностное отношение к творчеству Андрея Александровича Миронова — светлого человека, гениального русского актера, которого уже более двадцати пяти лет нет с нами, и кто, тем не менее, не потерял ни известности, ни популярности. Напротив: с каждым годом осознание уникальности его личности и таланта растет.
Весь материал собран участниками проекта: оцифрованы ТВ передачи, записи с пластинок и CD, кадры из фильмов; отсканированы фотографии из журналов, газет и книг (более 500); собран наиболее детальный и полный список фильмов и фильмов-спектаклей (61), театральных спектаклей (30), телевизионных передач и видео-материалов с участием Андрея Миронова, а также песен в его исполнении (более 120).
Мы хотим дать возможность посетителям сайта общаться между собой, обмениваться материалами (тексты, аудио, видео), обсуждать творчество Андрея Миронова, ибо пока артиста помнят — он жив.
Все материалы сайта имеют законных владельцев и предназначены для некоммерческого использования. Ссылка на сайт при их использовании обязательна!
Пресса об Андрее Миронове О фильме «Бриллиантовая рука». , 2005О съемках фильма "Бриллиантовая рука".
"28 марта 1968 года худсовет утвердил Андрея Миронова на роль Графа (он же Геннадий Козадоев) и других актеров в фильм «Бриллиантовая рука».
В двадцатых числах апреля в павильоне № 11 «Мосфильма» была возведена декорация «квартира «Шефа», и 24-го началось ее освоение.
Миронов пробыл на съемочной площадке до пяти часов вечера, после чего поспешил в родной театр, чтобы два часа спустя выйти на сцену в спектакле «Интервенция».
25 апреля 1968 года в 9 часов утра начались съемки «Бриллиантовой руки».
После торжественного ритуала – разбития тарелки – работа закипела.
В тот день снимали эпизоды:
1 .Граф и Лёлик приходят к Шефу. Шеф высыпает монеты из трости в жестяную коробку,
2.Граф и Лёлик приходят к Шеф (после возращения Графа из заграничного круиза) в дверном глазке видны Граф и Лёлик.
3.Граф кричит в истерике Шефу: «все пропало!» , а Лёлик затыкает ему рот кепкой.
6 мая 1968 года съемки фильма продолжились. Снимали эпизод:
В квартиру Графа приходит роскошная блондинка Анна Сергеевна (Светлана Светличная)
После этого почти на три недели Миронова из съемочного процесса вышел
16 мая с 17.00 до 5 утра следующего дня в тонателье «Мосфильма» проходила запись музыки к «Бриллиантовой руке». В частности, в тот день Андрей Миронов записал песню «Остров невезения», Юрий Никулин –«Песню про зайцев». Последней записывалась популярная певица Аида Ведищева, которой досталось танго «Вулкан страстей»
(«Помоги мне»). Певица вспоминает6
«Возвращаюсь я как-то поздним вечером с гастролей по Дальнему Востоку, захожу домой, и сразу же телефонный звонок. Звонит композитор Александр Зацепин: «Аида куда- ты исчезла. Надо срочно записать песню для новой комедии Гайдая».
Я говорю6»Только вошла, время – первый час ночи, не мешало бы отдохнуть…» - «Никаких отдохнуть», сейчас же приезжай на «Мосфильм»!
Делать нечего, приезжаю на «Мосфильм», открываю дверь в студию , и передо мной открывается такая картина: прямо на полу сидят Леонид Гайдай, Андрей Миронов и Юрий Никулин. Сидят и распивают на троих бутылочку. Увидев меня, они сразу же предложил: «Давай Аида, присоединяйся!» Я говорю: «Знаете, надо делать что-то одно – либо пить, либо петь…» . Короче я их не поддержала.
К тому времени Юрий Никулин уже закончил записывать песенку, а мне предстояло еще работать. Я тихонечко села в уголочке, взяла ноты «Помоги мне « и стала изучать…
В пять утра была готова первая проба, которая понравилась всем настолько, что дублей делать уже не стали. Именно она до сих пор звучит в фильме Леонида Гайдая.
Съемки фильма возобновились 25 мая 1968 года. В тот день группа курсировала между двумя городами – Сочи и Адлером, снимали следующие эпизоды
1 Граф кидает трость в машину (эпизод из пролога фильма)
2. Граф подходит к пихте, где прячется Лёлик и докладывает: «Клиент дозревает!»
3. Горбунков, Надя и двое детей идут по улице (снимали в Адлере на Приморском бульваре). В ролях детей снимались: сын поэта и журналистки Митя Николаев (его Никулин выбрал по картотеке, мальчик попал туда, кода проходил пробы к фильму Ларисы Шепитько «Крылья»), и девочка из рабочей семьи Саша Лисютина (ее нашли в одной из московских школ).
В «Бриллиантовой руке» Миронов снимался с огромным вдохновением, поскольку роль Графа идеально ложилась в русло его актерского темперамента, позволяла широко импровизировать. Мало кто знает, но знаменитый жест Графа –откидывание головы назад с видом гордой независимости – придумал сам Миронов.
Как писал позднее К. Рудницкий: «Миронов вносит в кинокомедию особый, театральный привкус актерской импровизации. Даже если вы опытный зритель и понимаете, что каждый эпизод снимался несколько раз, что были «дубли», более или менее удачные, пока режиссер не остановился вот на этом варианте и не включил его в фильм, все равно вас не покидает ощущение только то, сию минуту найденной актером позы, внезапного «сбоя» уверенной походки, вдруг озадаченного моргания глаз, вдруг плаксивого выражения лица, вдруг угаданной смены интонаций. Приходилось читать статьи, в которых Миронова хвалили за эту импровизационность, за то, что в его актерских созданиях ощутим, говоря словами Маршака «веселый жанр черновика». Однако связывали «кажущуюся неряшливость манеры» с тем, что у Миронова якобы нет «идеальной чистоты линий».
Это – заблуждение. Весь «фокус» Миронова состоит именно в том, что идеальная чистота линий и безукоризненное благородство внешней формы – мимической, пластической, интонационной – сохраняют у него свежесть сиюминутной находки, внезапность актерской шалости, непринужденность озарения, простоту и легкость случайной догадки…»
30 мая 1968 года в Адлере снимали эпизоды:
Граф вручает детям цветы, а жене Горбункова мороженое…
Сын Горбункова Максим стреляет из игрушечного пистолета мороженым в лицо Графа…
Вспоминает Юрий Никулин:
«Утром мы приезжаем на съемку эпизода. Гайдай сидит в уголке и делает пометки на полях сценария. Готовили съемку. Устанавливали камеру, свет, застилали скатертью столик. Потом долго искали детей: они без спросу убежали к морю. Только-только поправили актерам грим, оператор заявил, что столик, за которым сидели мы с Мироновым, надо поднять на пять сантиметров. Плотник стал набивать плашки на каждую ножку…»
Кстати, «мороженое», которым мальчик попадет Графу в лицо вовсе не мороженое, а смесь творога с молоком. Кидали его в актера ассистент режиссера, причем было сделано восемь дублей, которые Миронов стоически вытерпел.
31 мая 1968 года Адлер .Съемки эпизода в кафе продолжились семья Горбункова сидит за столиком в кафе.
Съемочный день строился так: с 7.00 утра до 8..30 снимали , после чего остановились – набежали тучи.
Съемку возобновили в 17.30 и снимали до 20.30. Снимали следующий эпизод. Граф в машине сообщает: «Клиент прибыл»…
1-3 июня выходные дни.
3 июня 1968 года - съемочная группа перебазировалась на 29-й километр Красной поляны . Предстояло отснять »развилку». . Из-за пасмурной погоды сняли всего четыре кадра ( 25 полезных метров): .Володя зевает в такси, .Граф и Горбунков подъезжают на мотоцикле к развилке.
5 июня 1968 года (Сочи) – Граф спотыкается на ступеньках подъезда Горбункова.
7 июня (Сочи) из ворот отделения милиции выезжает «воронок».
Во время съемок за пределами съемочной площадки Миронов чаще всего проводил время с Никулиным или Папановым. А вот Нонну Мордюкову он терпеть не мог, считая её женщиной малокультурной и склочной. По имени он её не называл, предпочитая обращаться к ней «девушка»…
9 июня съемки попеременно велись то в Адлере, то в Сочи. Были сняты эпизоды:
Граф и Лёлик наблюдают за Горбунковым в подзорную трубу
Лёлик и Граф из машины следят за окнами номера блондинки.
Лелик звонит Шефу из будки.
Вспоминает С. Светличная: : В «Бриллиантовой руке» к меня было всего пять съемочных дней в Сочи и Адлер. Когда они закончились, мы это отметили шампанским. Хорошо так отметили, не пожалели. А потом вдвоем с Андрюшей Мироновым пошли купаться на море. Я заплыла черт-те куда и стал тонуть – по-настоящему, до сих пор страшно вспомнить. И Андрюша меня спас – понимаете, я ему жизнью обязана. Потом мы долго целовались на берегу – только целовались! – а утром я улетела в Москву. Вот такой короткий флирт. У актеров и актрис, которые снимаются вместе, часто возникает взаимное влечение. Работе это не мешает, даже наоборот, но вредит семейной жизни. Особенно когда в семье оба актера…»
10 июня (Сочи, Адлер) – сон Графа: Лелик и Граф подъезжают к дому Горбункова, граф лезет по веревке на балкон
Володя знакомится с Горбунковым: «Вам привет от Михал Иваныча»
Продрогший Лёлик выходит из-за «пыхты», чтобы взглянуть на часы - клиент опаздывает.
Затем в течение недели Миронов не снимается. Он летит в Москву – играть в спектаклях театра Сатиры….
19 июня 1968 г. Андрей Миронов снова вышел на съемочную площадку.
В тот день в Сочи на борту теплохода «Россия», на время съемок переименованного в теплоход «Михаил Светлов» ( любимый поэт Леонида Гайдая) предстояло снять эпизоды с участием Никулина и Миронова. Однако из- за пасмурной погоды (солнце выглянуло всего лишь на час – с 11.30 до 12.30) в тот день удалось снять всего лишь один кадр: на палубе теплохода Граф расспрашивает Горбункова про гипс на руке: «неужели ты ничего не помнишь?» – «почему, помню, - отвечает Горбунков. «Что помнишь?»- настораживается Граф.-«Поскользнулся, упал, потерял сознание, очнулся – гипс». –«Все?» – «Все» Граф удовлетворен таким ответом, и, прижимая загипсованную руку Семен Семеныча к груди, произносит: «Лучше бы я упал вместо тебя».
21 июня 1968 года: снимали два эпизода
1. Лёлик наставляет графа перед отправкой в круиз: «Фиш-стрит – Рыбная улица….Граф его успокаивает: Лёлик я все прекрасно помню». Но Лёлик не унимается: «Всё должно быть достоверно. Упал, выругался…» - «Черт возьми…» - продолжает Граф и тут же спохватывается : «О, прости: «Черт побери».Лёлик: «Смотри не перепутай! Трамва.. всё достоверно. Как говорит наш дорогой шеф: в нашем деле главное - этот самый реализм».
2. Граф и Горбунков на палубе, Граф , услышав, что компаньон по круизу любит песню про зайцев», заявляет: «Сеня, про зайцев – это не актуально».
Граф поет песню «Остров невезения»
Весь покрытый зеленью, абсолютно весь,
Остров невезения в океане есть…
23 июня 1968 года съемки в Сочи продолжились//
Граф стоит за стеклом и наблюдает, как Горбунков проходит таможню.
27 июня Сочи – съемки пролога фильма. Контрабандист в очках (И.Василенко) садится в шезлонг и ставит рядом трость. Граф меняет трости.
28 июня – выходной день
29 июня (Адлер) Граф и Горбунков подъезжают в Белой скале.
С этот же день Миронов вылетел в Москву. Этим же вечером и на следующий день он играл в спектаклях театра Сатиры.
Тем временем съемочная группа «Бриллиантовой руки» вдет подготовку в дальнейшим съемкам: строители начали возводить декорацию «Песчаный остров» у поселка Агой возле Туапсе, (рядом с пансионатом «Орленок»).
Съемки продолжились через 10 дней в Туапсе ( 10 км от города).
10 июля – Граф достает из портфеля костыль, походит к Горбункову…..
11 июля ( Туапсе) Горбунков тянет леску, Граф падает в воду…
13 июля ( Туапсе, у «Орленка») – Граф , попав на необитаемый остров кричит6 «Помогите! Спасите! SOS!»…
Когда снимался эпизод, день был чудесный, и на пляже было полно народу. Видно было далеко и слышно тоже: по воде звук хорошо разносится. И в какой-то момент многие, если не все, блаженствующие на пляже отпускники услышали с моря душераздирающие вопли…
14 июля ( Туапсе) . Съемки на острове продолжалась
15 июля ( Туапсе) – из за пасмурной погоды снимали всего два часа ( с 13.—до 15.00.
1.Горбунков ловит рыбу у Белой скалы.
2.Лёлик вылезает из воды и слышит истошные вопли Графа и ругается «Идиот!»
Кстати, на самом деле Папанов ругал совсем не Графа, а …» Послушаем рассказ Я. Костюковского:
Когда снимали сцену, в которой Папанов под водой нанизывает рыбу на крючок удочки Никулина, вода была довольно холодной. По вине кого-то их технических работников съемочной группы что-то там не ладилось и приходились снова и снова переснимать. После очередного дубля разгневанный Анатолий Дмитриевич Папанов высунувшись из воды, рявкнул в сердцах на этого ассистента: «Идиот!» И это так замечательно прозвучало, что Гайдай вставил этот эпизод в картину, только адресовалось это уже Графу (Миронову).
21-22 июля съемочная группа вернулась в Москву.
2 августа 1968 года возобновились съемки «Бриллиантовой руки»
В тот день в павильоне № 5 снимали эпизоды - в квартире Горбункова и сон Графа.
9 августа 1968 года состоялся худсовет по отснятому материалу (8 роликов). Приведу отрывки из некоторых выступлений, где речь идет об Андрее Миронове:
А. Столпер: «Путешествие мальчика по воде и танец Миронова – это великолепные вещи…»
М. Туровская: «Во многом мне понравился Миронов. Меньше, чем обычно мне здесь нравится Никулин, там где он в бытовых сценах…»
Э. Рязанов: «Материал у меня вызывает тревогу… Никулин, в основном, играет реальный план и вдруг делает трюки. Пока это органически не сочетается… Танец Миронова - полная неожиданностью, я не был к этому готов. Это чистая условность…»
Л. Арнштам: «Миронову не хватает заземления, тогда сразу станет виден образ…»
15 августа съемочная группа выехала в Павловскую слободу. Снимались следующие эпизоды:
1.Граф с младенцем стоит на дороге, машина с Леликом и Горбунковым проезжает мимо
2 .Горбункова привязывают к дереву, он произносит крылатую фразу: «Как говорил один мой знакомый – покойный: я слишком много знал».
В течение следующих пяти дней Миронов в съемках не участвовал.
20 августа 1968 года Миронов снова был вызван на «Мосфильм». В тот день на киностудии должны были снимать натурные эпизоды. Однако из-за пасмурной погоды съемки продолжались всего час (с 13.00 до 14.00).
Были сняты эпизоды:
1.Горбунков выбегает из ворот автостанции и напарывается на Графа
2. Лёлик и Граф выбежали из ворот
22 августа в «Бриллиантовой руке» были сняты «ресторанные» эпизоды: Граф и Горбунков за столом в ресторане. Граф заказывает водку, конъяк и пару бутылок пива. После чего произносит фразу-пароль: «Феденька, и хорошо бы дичь!».
Утром 28 августа Миронов снова был на съемках.
В павильоне № 6 «Мосфильма» снимались следующие эпизоды
Граф в телефонной будке.
Незнакомец подсаживается к Горбункову: «Ты зачем усы сбрил…!»
29 августа снимали «Песню про зайцев».
Вечером того же дня Театр Сатиры закрыл сезон в Москве, показав «Интервенцию».
Съемки Миронова возобновились 2 сентября. 1968 года
Все в том же 6 павильоне были сняты крупные планы «ресторанных « эпизодов».
3 сентября (павильон № 6) граф подходит к сцене, Горбунков танцует и бьет ногами Графа. Горбунков разбивает стулом стекло (стекло на репетиции не билось, поэтому боялись, что во время съемки оно тоже подкачает, а если разобьется, то может поранить актеров, однако все получилось с первого же дубля).
9 сентября в 6 павильоне внимали показ мод. Граф в белом костюме. «Летний комбинированный костюм «Универсал-69» . Поощрительная премия на областном форуме современной одежды в Житомире… "
12 -13 сентября группа переезжает в Баку для съемок эпизодов «за границей» ( по сценарию это одна из арабских стран).
Съемки начались 17 сентября 1968 года
Снимали эпизоды «улицы заграничного городка»
«девушка легкого поведения» затаскивает Горбункова в дом, но он выбегает через другую дверь В этой роли снялась не профессиональная актриса, а филолог по образованию, работавшая в библиотеке, В. Островская, которую «сосватала» режиссеру невеста Леонида Каневского, игравшего одного из контрабандистов.
Съемки шли с 7 утра до пяти вечера
18 сентября 1968 года
Гид ( в этой роли снялась жена Юрия Никулина – Татьяна) просит Горбункова не отставать от экскурсии.
Экскурсия идет по городу, рыжеволосая девица хватает за руку Горбункова, и пытается затащить его в дом. При этом она лопочет на непонятном языке: «О. айхбьеха набаден, томас каророналь, вьенорале колоссален муджарит погорело, луида хабаден, цигель, цигель, ай лю-лю». Тут на помощь приятелю прибегает Граф, который вырывает графа из рук девицы, приговаривая: «ай-люлю потом. Нон, нихт. Ни в коем случае». Горбунков все еще не понимает, что происходит, поэтому спрашивает: «Почему? Может ей что-то надо?» - «Что ей надо, тебе потом скажу. Тут на помощь прибегает Граф, который вырывает Горбункова из рук девицы, приговаривая: « Ай люлю потом. Нон, нихт, ни в коем случае…
19 сентября 1968 года – Граф мечется в лабиринте (сняли четыре кадра его плутаний, в том числе и последний - где он поднимает голову вверх). Сниматься Миронову было трудно: на улице жарко, а он облачен в дорогой докроновый( японская ткань) костюм, купленный в валютном магазине, и белую водолазку. Вот что рассказывает свидетель съемок Ф. Аликперов.
«На съемках Миронова очень нервничал. Некоторые его состояние принимали за заносчивость. Но на самом деле его уже тогда мучила экзема. Он все время гримера вызывал и требовал, чтобы тот постоянно был рядом. А оператору говорил:»Делай скользящий свет». Диету соблюдал.:» Я выпью, может быть до утра посплю». Кожа у него зудела. А грим ему вредил. Только морская вода помогала. А как без грима сниматься? Вот так и мучился…»
20 сентября – Горбунков фотографирует город со смотровой площадки… Граф мечется в лабиринте (сняли начальный кадр, середину и конец – Граф в окружении детей вырывается из лабиринта).
21 сентября 1968 – экскурсия заканчивается Граф хочет убежать от Горбункова, но тот его догоняет.
У аптеки ждут двое (Леонид Каневский и Георгий Шпигель). Между ними происходит следующий диалог, который переводится закадровым голосом : «ну где же он?» -«спокойно. Должен прийти». - «Пароль старый: «Черт побери!»? А он точно с теплохода «Михаил Светлов»?» - «нам сообщили так».- «Но теплоход через час уйдет» -«Заткнись». И тут герой Леонида Каневского выдает иноземное ругательство, которое состоит из 73 букв.
Вот оно: «»Поркомадоннадиумбкстопербакокателадимембранасхимарринчесаверит-итхамдураля» . Переводчик переводит его коротко «простите погорячился».
Как мы помним герой Канееского в фильме был с обнаженным торсом. О том, почему он снимался именно так, сам Л. Каневский вспоминает так:
"Незаменимый портной «Мосфильма» Затирко сшил мне роскошный серый костюм с искрой. Я надел его с белой рубашкой, вышел. Гайдаю понравилось:»Красота!». Но тела-то не видно –а вообще-то я достаточно смуглый.. Гайдай загорелся: «Давай посмотрим!» И я снял этот роскошный костюм, надел белые брюки и вышел практически голым. Гайдай был в восторге. «Это лучший костюм Затирко!».
В Баку все мы жили в одной гостинице. После съемок ходили гулять по городу, вместе ужинали… А местные буквально носили нас на руках. Угощали шашлыками и вином.
Сытые и довольные, глубокой ночью мы расходились по номерам. Но спать не всегда удавалось. Вот в три часа ночи – стук в дверь . Никулин: «Ты спишь? Я вспомнил потрясающий анекдот! Ты послушай!» Приходилось вставить и слушать… Уже тогда Юрий Владимирович обожал анекдоты и в любую секунду был готов выдать по полной… Жизнь казалась сплошным праздником…»
23 сентября 1968 года– Горбунков выходит на улочку, ведущую к аптеке (это старая Бакинская улица Малая Крепостная), Аптекарь замечает Горбункова. Горбунков падет, поскользнувшись на арбузной корке (актер падал на матрас). В этот же день снимали кадры, когда около аптеки падает Граф. В отличие от Никулина Миронову матрас не понадобился – он упал на обе руки и пятую точку.
25 сентября 1968 г.
«Снимали улицы заграничного городка. В съемках была задействованы пять велосипедистов, один верблюд, пять ослов, один мотоцикл, пять иномарок.
30 сентября группа уезжает в Москву
2 октября - начинается озвучание фильма.
Параллельно Миронов включается в еще один съемочный прочес. На киностудии имени Горького режиссер Яков Сегель снимал киноальманах из двух новелл под названием «Две улыбки». В одной из новелл – «Бабушка и цирк» - и начал сниматься Миронов, получивший роль дедушки в молодости..» Тут Раззаков в своей книге приводит еще один интересный факт - За съемки в фильме «Две улыбки» Миронов получил 369 рублей, а актриса Лилиана Алешникова, игравшая бабушку в молодости - 579 )…
8 октября 1968 года Андрей Миронов принял участие в озвучании «Бриллиантовой руки». В эти же дни Миронова стал активно зазывать к себе в гости партнерша по фильму Нонна Мордюкова. Незамужняя актриса положила глаз на фартового Миронова еще во время съемок в Сочи и однажды даже попыталась обольстить его прямо на пляже. Но Миронов в ее случае оказался крепким орешком. Ему нравилась совсем другая партнерша по фильму – Светлана Светличная.
Мордюкова от своих попыток в отношении Миронова не отказалась. Уже будучи в Москве она стала названивать ему и приглашать к себе в гости.
Когда Миронову это надоело, он решил покончить с этим раз и навсегда. В один из дней, когда Мордюкова в очередной раз ему позвонила, он принял ее приглашение. Но вместо того, чтобы прийти одному, взял с собой Егорову. Когда Мордюкова увидела их на пороге своей квартиры, она поначалу опешила. А потом пригласила обоих за стол. И они весело провели время за вкусным обедом. После этого звонки Миронову прекратились.
21 октября состоялся худсовет объединения по отснятому материалу. И вот отрывки,
касающиеся Миронова:
Соколовская: «Очень пластичен Миронов, обаятелен Никулин, интересен Папанов…
Скидаенко: «Беготню Миронова по переулку необходимо сократить…»
Э. Рязанов: «Картина получается, стало много смешного, но у меня ощущение, что затянуто все, почти каждый эпизод. Не очень мне нравится сцена на пароходе, где поют Миронов и Никулин (Горбунков пел на пароходе под гитару кусочек «Песни про зайцев», этот эпизод из фильма вырезали) Зритель еще к этому не готов. Сюжет должен развиваться стремительно. идти быстро к арбузной корке. Надо сократить гида и метание Миронова по лабиринту..»
После чего в фильме пересняли некоторые эпизоды, а что-то досняли…
(Теперь понятно, почему в сцене на пароходе Никулин сидит с гитарой в руках, а Миронов у него эту гитару забирает…)
26 ноября 1968 года худсовет объединения «Луч» смотрел готовый фильм «Бриллиантовая рука»
Вот отрывки из некоторых выступлений
А. Столпер: «У меня радостное настроение. Материал меня настораживал, картина же получилась очень интересной. Чувствуется, что ее делали талантливые люди: это чувствуется в каждом кадре. То, что делает Миронов – удивительно. В стриптизе Светличной, к сожалению, этого не хватает…
Агранович: « Мне очень понравилась картина. Безумно смешная. Наш кинематограф давно такого не видел. Это огромный шаг вперед по сравнению с предыдущей картиной Гайдая…»
Э.Рязанов: «Картина отличная, большого мастера . помимо тог, что фильм прекрасен по своей сути, он еще великолепно оформлен и подан, продуманы до мелочей подробности.. мне не очень нравится номер Миронова на пароходе – это чисто вставной номер. Пробеги Миронова в лабиринте – длинноваты…»
29 ноября 1968 года «Бриллиантовая рука» был принята генеральной дирекцией «Мосфильма».
Согласно бухгалтерским документам, смета фильма составила 435 тысяч рублей. Однако съемочная группа израсходовала 426,3 тысячи рублей, тем самым сэкономив почти 9 тысяч..
Зарплата создателей фильма распределялась следующим образом:
Л.Гайдай – 4949 рублей плюс 2000 за сценарий,
Ю. Никулин – 5188 руб.
Н.Гребешкова – 792 руб.
А. Миронов – 1920 руб .
А. Папанов – 2288 руб,,
С..Светличная – 346 руб,
С. Чекан – 1396 руб,
Н .Мордюкова – 1531 руб,
Л .Каневский – 122 руб.
Г .Шпигель – 482 руб,
А. Лисютина – 257 руб,
Д.Николаев – 257 руб,
Т. Никулина – 131 руб.
Близилась дата премьеры. Еще за несколько месяцев до выхода картины в прокат над ней нависла угроза запрета. Поводом к нему едва не стало письмо, которое пришло 27 января 1969 года на имя секретаря ЦК КПСС, ведавшего культурой, Петра Демичева ( спустя шесть лет он займет пост министра культуры СССР). Письмо было подписано некой группой ленинградских зрителей, которые успели посмотреть фильм во время предварительного показа у себя в городе.
Вот отрывки из этого послания:
«Недавно нам удалось посмотреть новый фильма «Бриллиантовая рука», авторами которого являются Я..Костюковский, М.Слободской и Л. Гайдай.
Конечно, нам нужны кинокомедии. Мы их всегда очень ждем. Но очень огорчительно, что под шумок борьбы с имеющими (так в тексте) недостатками протаскиваются не только ложь. Но и совершается, можно сказать, идеологическая диверсия.
В самом деле, откуда авторы взяли такую чушь, что будто у нас могут отключить газ только за то, что кто-то не купит лотерейные билеты. Причем «носительница этих пороков» совершает подобные самоуправства после чтения газет.
Наша партия делает очень много в деле идейного воспитания советских людей. Но создатели фильма не стесняются «хитроумной шуткой свести все это на нет. В самом деле, ведь это великое бедствие капиталистических стран, что там царит социальный контраст. А вот авторы фильма издеваются над этим положением. А ведь этот фильм, где играют популярные артисты, будут смотреть рабочая молодежь, студенты, воины группы войск в Чехословакии..
В советском искусстве должны быть настоящие русские советские люди!»
Из ЦК КПСС это письмо-кляузу направили в Главное управление художественной кинематографии. Оттуда 13 февраля его переправили на «Мосфильм» директору В. Сурину.
Тот, в свою очередь, четыре дня спустя ознакомил с ним Леонида Гайдая. К счастью, для советского искусства, это письмо не стало препятствием для выхода фильма на широкий экран.
8 февраля 1969 года в Москве состоялась предварительная премьера «Бриллиантовой руки». Фильм демонстрировали на самой большой арене – во Дворце спорта в Лужниках. Сеансы шли вечером и продлились до 22 февраля.
8 марта Андрею Миронову исполнилось 28 лет.
28 апреля 1969 года в Москве состоялась широкая премьера «Бриллиантовой руки». Фильм начал демонстрироваться сразу в 43 кинотеатрах (в том числе и крупнейшем – в «России»). И затем началось его триумфальное шествие по стране .Успех фильма был безоговорочным: его с восторгом приняла как высоколобая критика, так и рядовой зритель. Как итог: фильм посмотрит рекордное количество зрителей за всю предыдущую историю советского кинематографа – 76 миллионов 700 тысяч зрителей ( на 16 тысяч больше чем «Кавказскую пленницу») .Несмотря на то, что в фильме был собран поистине звездный актерский состав, все же львиной долей успеха картина обязана Андрею Миронову..."